Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/72834
Название: Impact of digital literacy on the labor income of the «young» elderly: evidence from China
Другие названия: Влияние цифровой грамотности на трудовые доходы «молодых» пожилых людей: опыт Китая
Авторы: Zhang Xiaoxia
Nedospasova, Olga Pavlovna
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровой разрыв; пожилые люди; трудовые доходы; трудовая активность; трудоспособность; цифровая грамотность; digital economy; digital divide; «young» elderly; labor income; digital literacy
Дата публикации: 2022
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Zhang Xiaoxia. Impact of digital literacy on the labor income of the «young» elderly: evidence from China / Zhang Xiaoxia, O. P. Nedospasova // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2022. — № 2 (45). — [С. 105-122].
Аннотация: Актуальность. Ускоренное демографическое старение в современном мире происходит на фоне быстрого развития цифровой экономики. В последние годы наличие определенного уровня цифровой грамотности все чаще становится для пожилых людей базовым качеством, определяющим перспективы сохранения ими после выхода на пенсию трудовой активности, а также привычного уровня и качества жизни. В связи с этим представляется важным изучение международных кейсов, отражающих влияние цифровой грамотности на трудовые доходы т. н. «молодых» пожилых людей - граждан, недавно достигших границы трудоспособного возраста, позволяющего им выйти на пенсию. В статье описывается опыт Китая в этой сфере. Цель: изучить влияние цифровых компетенций на доходы граждан Китая, недавно достигших пенсионного возраста, и предложить рекомендации по их развитию в интересах всех стейкхолдеров данного процесса: государства, работодателей, местного социума, самих пожилых людей и членов их семей. Методы. Анализируется теоретическая концепция цифровой грамотности пожилых людей и механизм ее воздействия на трудовой доход представителей этой социальной группы. С помощью метода регрессии Пуассона на основе китайского социального исследования 2017 г. (CGSS-2017) проведен эмпирический анализ влияния цифровой грамотности на трудовые доходы пенсионеров. Результаты. Подтверждается положительное влияние цифровой грамотности на трудовые доходы «молодых» пожилых людей, доказано воздействие цифрового разрыва у работников различных возрастных групп на трудовые доходы (с учетом уровня образования и места проживания). Выводы. Сохранение трудовой активности пожилых за счет развития их цифровых компетенций важно не только для увеличения личных доходов и перераспределения семейных бюджетов между представителями различных поколений. Это не менее важно для макроэкономики, поскольку занятость пожилых позволяет сократить дефицит рабочей силы на рынке труда, обусловленный изменением возрастного профиля трудоспособного населения на фоне глобального старения. Сохранение трудовой активности человека после достижения границы трудоспособного возраста увеличивает налоговые поступления в бюджет, снижает государственные расходы на дополнительные социальные выплаты пожилым людям с низкими доходами, сокращает зависимость индивида и домашних хозяйств от социальных пенсий. Не менее важны и социальные выгоды от сокращения цифрового разрыва у представителей различных поколений. Выдвигаются конкретные предложения по повышению цифровой грамотности «молодых» пожилых. Для этого рекомендуется развитие системы «пять в одном», основными субъектами которой являются государственные структуры, работодатели, локальный социум, пожилые люди и члены их семей.
Relevance. Under the dual background of the deepening global population aging and the rapid development of the digital economy, the study of the impact of digital literacy on the labor income of the elderly is of social significance in guiding the «young» elderly to continue to participate in social labor, making up for the shortage of labor force, alleviating the pressure of social pension and reducing the burden of family pension. In this regard, it is important to study international cases reflecting the impact of digital literacy on labor income. This paper introduces the influence of digital literacy on the labor income of «young» elderly people from China. Objective: to study the impact of digital literacy on the income of Chinese elderly people who have just reached retirement age and to make development recommendations for the interests of all stakeholders in this process: the State, the market, society, the elderly and their families. Methods: analysis and synthesis of scientific literature regarding the concept of digital literacy of the elderly and the influence mechanism of digital literacy on labor income. Using Chinese Social Survey 2017 (CGSS-2017) data, Poisson regression method is used to empirically analyze the impact of digital literacy on labor income of the «young» elderly in China. Results. This paper confirms that digital literacy has a positive impact on the labor income of the «young» elderly, and analyzes the digital divide formed by the differences in education level and living area of the «young» elderly and the differences in labor income. Conclusions. Protecting the labor participation of the «young» elderly by developing their digital literacy is important not only for increasing personal income but also for reallocating family budgets between generations; it is also important for macroeconomics, since the employment of the «young» elderly contributes to reducing labor shortages in the labor market, as a result of changes in the age structure of the working population in the context of global ageing. Maintaining one 's labor activities after reaching working age limits increases budgeted tax revenues, reduces government spending on additional social benefits for low-income older persons and reduces individual and family dependency on social pensions. Equally important is the social benefits of narrowing the intergenerational digital divide. This paper puts forward specific suggestions to improve the digital literacy of the «young» elderly and make up for the digital divide. It is suggested to actively build a 'five-in-one' digital literacy improvement governance system for the elderly with (1) government guidance, (2) market initiative, (3) social linkage, (4) family support and (5) elderly participation.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/72834
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1155.pdf1,78 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.