Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/121786
Название: Определение показателя конвективной устойчивости воздуха в стволах при нулевом режиме вентиляции рудника
Другие названия: Determination of air convective stability index in shafts at zero ventilation mode of a mine
Авторы: Шалимов, Андрей Владимирович
Кормщиков, Денис Сергеевич
Попов, Максим Дмитриевич
Ключевые слова: конвективная устойчивость; турбулентность; тепловая депрессия; адиабатический градиент; приближение Буссинеска; число Рэлея; число Шварцшильда; convective resistance; turbulence; heat depression; adiabatic gradient; the Bussinesque approach; Rayleigh number; Schwarzschild number
Дата публикации: 2025
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Шалимов, А. В. Определение показателя конвективной устойчивости воздуха в стволах при нулевом режиме вентиляции рудника / Андрей Владимирович Шалимов, Денис Сергеевич Кормщиков, Максим Дмитриевич Попов // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2025. — Т. 336, № 4. — С. 89-97.
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью прогнозирования конвективного движения воздуха в шахтных стволах в аварийных режимах вентиляции рудников, связанных с прекращением их принудительного проветривания. Возникновение протяжённых конвективных вихрей в стволах интенсифицирует процессы переноса тепла и дыма в случае пожара, а также уменьшает величину естественной тяги, слабо проветривающей рудник после отключения вентилятора. Знание условий возникновения тепловой конвекции в стволах позволяет точнее планировать мероприятия по борьбе с рудничными пожарами. Цель: разработка методики оценки конвективной устойчивости воздуха применительно к условиям шахтных стволов. Объекты: шахтные стволы. Методы: аналитическое и численно моделирование процессов возникновения и развития конвекции в шахтном стволе; сравнительный анализ способов оценки конвективной устойчивости неравномерно нагретой среды в поле силы тяжести. Результаты. Проанализированы способы оценки конвективной устойчивости воздуха в зависимости от значения вертикального градиента температуры. Показано, что аналитические методы оценки в приближениях сжимаемой жидкости в гидродинамике, идеального газа в метеорологии или по знаку вертикального градиента плотности дают результаты, значительно различающиеся количественно. С целью выявления наиболее адекватного способа оценки применительно к рудничным условиям проведено численное моделирование конвективного движения воздуха в стволе при разных значениях его вертикального температурного градиента. Расчётным путём установлено, что неподвижный воздух в стволе при подогреве снизу оказывается ещё более устойчивым, чем следует из самой оптимистичной оценки, и критический температурный градиент воздуха при этом почти в 5 раз превышает адиабатический. Очевидной причиной полученного результата является стабилизирующее действие сил вязкости, многократно возрастающее в стеснённых условиях шахтных стволов и не дающее развиваться конвекции, которая в свободной атмосфере возникает при значительно меньших конвективных силах. На основании полученных результатов сделан вывод, что метеорологический критерий оценки конвективной устойчивости воздуха применительно к условиям шахтных стволов не приемлем, т. к. является чрезмерно жёстким. Конвекция возникает при вертикальном градиенте температуры ~46 градусов/км, что возможно либо при поступлении в ствол холодного наружного воздуха, либо при наличии в стволе источников тепла, подогревающих воздух сильнее, чем теплообмен с окружающим породным массивом
Relevance. The need to predict air convective movement in mine shafts in emergency modes of mine ventilation associated with the cessation of their forced ventilation. The occurrence of extended convective vortices in the shafts intensifies heat and smoke transfer in the event of a fire, and reduces as well the amount of natural draught, which poorly ventilates the mine after the fan is turned off. Knowledge of the conditions for the occurrence of thermal convection in shafts will allow for more accurate planning of measures to combat mine fires. Aim. To develop a methodology for assessing the convective stability of air in relation to the conditions of mine shafts. Objects. Mine shafts. Methods. Analytical and numerical modeling of convection occurrence and development in the mine shaft; comparative analysis of methods for estimating the convective stability of an unevenly heated medium in the gravitational field. Results. The authors have analyzed the methods for estimating air convective stability depending on the value of the vertical temperature gradient. It is shown that analytical methods of estimation in approximations of a compressible fluid in hydrodynamics, an ideal gas in meteorology, or by the sign of a vertical density gradient give results that differ significantly quantitatively. In order to identify the most adequate method of assessment in relation to mine conditions, the authors carried out numerical simulation of the convective air movement in the shaft at different values of its vertical temperature gradient. By calculation, it was established that the still air in the shaft when heated from below turns out to be even more stable than follows from the most optimistic estimate - the critical temperature gradient of the air is almost 5 times higher than the adiabatic one. The obvious reason for the result obtained is the stabilizing effect of viscosity forces, which increases many times over in the cramped conditions of mine shafts, preventing the development of convection, which occurs in a free atmosphere with much lower convective forces. Based on the results obtained, it is concluded that the meteorological criterion for assessing the convective stability of air in relation to the conditions of mine shafts is not suitable, since it is excessively rigid. Convection occurs at a vertical temperature gradient of~46 °C/km, which is possible either when cold outside air enters the shaft or when there are heat sources in the shaft that heat the air more than the heat exchange with the surrounding rock mass
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/121786
ISSN: 2413-1830
Располагается в коллекциях:Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
bulletin_tpu-2025-v336-i4-08.pdf1,31 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons