Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/132601
Название: Рациональная стратегия переходных процессов при формировании транспортной системы карьера для увеличения эффективной глубины его разработки
Другие названия: Rational strategy of transition processes in the formation of the quarry transport system to increase the effective depth of its development
Авторы: Журавлев, Артём Геннадиевич
Ключевые слова: глубина карьера; транспортная система карьера; переходный процесс; оптимизация; моделирование; технико-экономические показатели; quarry depth; quarry transport system; transition process; optimization; modeling; technical and economic indicators
Дата публикации: 2025
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Журавлев, А. Г. Рациональная стратегия переходных процессов при формировании транспортной системы карьера для увеличения эффективной глубины его разработки / Артём Геннадиевич Журавлев // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2025. — Т. 336, № 8. — С. 31-43.
Аннотация: Актуальность. Необходимость повышения степени освоения георесурсов глубокозалегающих месторождений твердых полезных ископаемых требует поиска методологических подходов к увеличению экономически достижимой глубины открытого способа разработки как более безопасного и производительного в сравнении с подземным. Один из вариантов - снижение расходов на транспортирование горной массы, которые в себестоимости товарной руды для глубоких карьеров достигают 50% и более. Рассматривается влияние моментов и характера осуществления переходных процессов при формировании транспортной системы и соответствующей трансформации схемы вскрытия месторождения на экономически достижимую глубину карьера. Цель: разработка методологических принципов выбора моментов осуществления переходных процессов в развитии транспортной системы глубокого карьера (как элемента горнотехнической системы) на основе учета их влияния на итоговые техникоэкономические показатели. Объекты: карьер на глубокозалегающем месторождении и его транспортная система. Методы: горно-геометрический анализ, укрупненные технико-экономические расчеты экономических показателей разработки месторождения, учитывающие вид транспорта и глубину ведения горных работ. Результаты. Приведены результаты расчетов разницы доходов и расходов по вариантам глубины теоретического карьера. Показано влияние момента осуществления переходных процессов по развитию транспортной системы карьера (перехода с автомобильного на комбинированный транспорт) на экономически достижимую глубину карьера. Представлена концепция поэтапного осуществления переходных процессов по трансформации транспортной системы. Предложенный подход обеспечивает определение рациональных моментов осуществления переходных процессов по трансформации транспортной системы карьера и, соответственно, схемы вскрытия, обеспечивающих техникоэкономические преимущества и достижение максимальной эффективной глубины разработки месторождения
Relevance. The need to increase the degree of development of the geo-resources of deep-lying deposits of solid minerals requires the search for methodological approaches to increase the economically achievable depth of the open-pit mining method as safer and more productive in comparison with the underground one. One of the options is to reduce the cost of transporting rock mass, which in the cost of commercial ore for deep quarries reach 50% or more. The article examines the impact of the moments and nature of the implementation of transients in the formation of the transport system and the corresponding transformation of the field opening scheme on the economically achievable depth of the quarry. Aim. Development of methodological principles for choosing the moments of transition in the development of the deep pit transport system (as an element of the mining system) based on their impact on the final technical and economic indicators. Objects. A quarry at a deep-lying deposit and its transport system. Methods. Mining and geometric analysis, enlarged technical and economic calculations of economic indicators of field development, taking into account the type of transport and the depth of mining operations. Results. The paper introduces the results of calculations of the difference between income and expenses according to the variants of a theoretical quarry depth. The paper shows the impact of the moment of implementation of transitional processes for the development of the quarry transport system (transition from automobile to combined transport) on the economically achievable depth of the quarry. The author presents the concept of step-by-step implementation of transitional processes for transport system transformation. The proposed approach ensures the search for rational moments in the implementation of transitional processes for the transformation of the quarry transport system and, accordingly, the opening scheme, providing technical and economic advantages and achieving the maximum effective depth of field development
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/132601
ISSN: 2413-1830
Располагается в коллекциях:Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
bulletin_tpu-2025-v336-i8-03.pdf1,63 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons