Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133591
Название: Роль наставничества в профессиональном становлении студенческой молодежи
Другие названия: Role of mentoring in the professional development of students
Авторы: Дегтярева, Наталия Алексеевна
Григорьева, Татьяна Евгеньевна
Ключевые слова: адаптация студентов; коммуникация; виды капиталов; наставничество; высшее образование; student adaptation; communication; types of capital; mentoring; higher education
Дата публикации: 2025
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Дегтярева, Н. А. Роль наставничества в профессиональном становлении студенческой молодежи / Н. А. Дегтярева, Т. Е. Григорьева // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2025. — Т. 53, № 3. — С. 202-211.
Аннотация: Актуальность. В связи с социальными вызовами перед высшей школой стоит задача совершенствования системы наставничества, что поспособствует формированию всесторонне развитой личности и конкурентоспособного специалиста. В настоящее время государство конкретизировало общие ориентиры менторской работы со студентами, что существенно влияет на процессы адаптации обучающихся к вузовской среде, содействует накоплению профессиональных навыков и т. д. Цель: проанализировать роль наставничества в профессиональном становлении личности. Методы: структуралистко‐конструктивистский подход П. Бурдье, позволяющий связать объективные социальные структуры и потенциал университетской среды с субъективными действиями участников образовательного процесса посредством понятия габитуса и видов капиталов. В ходе исследования была применена адаптированная диагностика В.В. Синявского, В.А. Федорошина, определяющая уровень коммуникативных и организаторских склонностей представителей цифрового поколения. Результаты: среди первокурсников подтверждена необходимость развития системы наставничества в высшей школе, а также обозначены направления, относительно которых студентам хотелось бы иметь сопровождающего. Проанализированы формы взаимодействия обучающихся с наставником, среди которых предпочтительной является менторинг, когда ментор делится с молодежью своим личным и профессиональным опытом при решении проблемной ситуации. Выводы: все виды капиталов (символический, культурный, социальный, экономический), согласно концепции П. Бурдье, способствуют формированию конкурентоспособного специалиста. Причем их особенность в том, что они взаимосвязаны и существует возможность наращивания одного вида капитала за счет другого. В результате студентам важно находить для себя наиболее целесообразные пути приобретения и конверсии капиталов. В силу этого актуализируется роль, формы, инструменты и методы работы наставника с представителями цифрового поколения
Relevance. In relation to social challenges, the higher school is faced with the task of improving mentoring system, which will contribute to the formation of a comprehensively developed personality and a competitive specialist. Currently, the state has specified general guidelines for mentoring work with students, which significantly influences the processes students' adaptation to the university environment, promotes the accumulation of professional skills, etc. Aim. To analyze the role of mentoring in the professional development of a personality. Methods. P. Bourdieu's structuralist‐constructivist approach, which allows linking objective social structures and the potential of the university environment, with the subjective actions of participants in educational process through the concepts of habitus and types of capital. The adapted diagnostics of V.V. Sinyavsky, V.A. Fedoroshin was applied. It determines the level of communicative and organizational inclinations of representatives of the digital generation. Results. The survey conducted among first‐year students confirmed the need to develop a mentoring system in higher education and identified the directions for which students would like to have an accompanying person. The authors have analyzed the forms of interaction between students and a mentor, among which mentoring is preferable. It is when a mentor shares his personal and professional experience with young people in solving a problem situation. Conclusions. All types of capital (symbolic, cultural, social, economic), according to the concept of P. Bourdieu, contribute to the formation of a competitive specialist. Moreover, their peculiarity is that they are interconnected and there is a possibility of increasing one type of capital at the expense of another. As a result, it is important for students to find the most appropriate ways to acquire and convert capital. Due to this, the role, forms, tools and methods of work of a mentor with representatives of the digital generation are updated
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133591
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
jwt-1380.pdf635,43 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons