Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/67824
Название: Партисипативное проектирование комплексного развития учреждения среднего образования: теоретико-социологический анализ
Другие названия: Participative design of integrated development of institution of secondary education: theoretical-sociological analysis
Авторы: Алешина, Елена Викторовна
Ключевые слова: проекты; социальное проектирование; партисипаторность; активная среда; развитие; комплексное развитие; учреждения; среднее образование; социологический анализ; project; social design; participatory project; active educational environment of development
Дата публикации: 2021
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Алешина, Елена Викторовна. Партисипативное проектирование комплексного развития учреждения среднего образования: теоретико-социологический анализ / Е. В. Алешина // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2021. — № 1 (40). — [С. 142-150].
Аннотация: В статье рассматриваются понятие, специфика и значение проектирования в комплексном развитии учреждений среднего образования. Автор осуществляет анализ с позиций социологической теории, в дискурсе социологии управления. Раскрывается понятие проекта и проектирования как формализованной деятельности по определению проблематики и планирования ряда мероприятий, направленных на решение проблем. Кратко описывается типология проектов, выделяются их формы (услуга, мероприятие), а также характер (инновационные, поддерживающие). В краткой форме изложен генезис идей проектирования в рамках социологической науки в русле воззрений О. Конта, Р. Парка, Э. Берджесса, Т. Лукмана. Обозначены современные тенденции социологического анализа проектирования. Обосновывается, что партисипативное проектирование может быть направлено на формирование активной образовательно-воспитательной среды развития в учреждении среднего образования. Такая среда детерминирует рост качества предоставления образовательных услуг и их результатов в ходе проведения особого рода сконфигурированных мероприятий, с участием не только членов администрации, но и всех заинтересованных участников образовательных отношений - школьников, родителей, СОНКО и т. д. Культивируется и раскрывается принцип партисипативности в процессе проектирования. Сами акторы участвуют в проектировании и реализации проекта, в котором они заинтересованы. В результате эффективность такого продукта возрастает в разы. А сам проект становится катализатором формирования командных взаимоотношений внутри и между различными сообществами (управление, учителя, ученики, родители и пр.). Вывод: партисипативное проектирование обладает потенциалом образования особого типа среды развития в рамках учреждения среднего образования.
The article considers the concept, specificity and importance of design in the integrated development of secondary education institutions. The author does this from the standpoint of sociological theory, in the discourse of the sociology of management. The concept of project and design is revealed as a formalized activity to determine the problems and plan a number of activities aimed at solving problems within the specified time frame and within certain resources. The typology of projects is briefly described, the forms of projects (service, event), as well as the nature of projects (innovative, supportive) are highlighted. The current trends of the sociological analysis of design are outlined. It is substantiated that participatory design can be aimed at creating active educational environment in a secondary educational institution. Such environment determines the growth in the quality of provision of educational services and their results during a special kind of configured events, with the participation of not only schoolchildren, but also all interested participants in school relations - the administration, parents, NPO, etc. The principle of participatory is cultivated and revealed in the design process. Actors themselves are involved in the design and implementation of the project, in which they are really interested. As a result, the effectiveness of such project increases significantly. And the project itself becomes a catalyst for the formation of team relationships within and between different communities (management, teachers, students, parents, others). It is concluded that participatory design has the potential to form a special type of developmental environment within the framework of a secondary education institution.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/67824
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1051.pdf795,39 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.