Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/70801
Название: Факторы адаптации студенческой молодежи к образовательному процессу высшей школы
Другие названия: Factors of adaptation of youth students to the educational process of higher school
Авторы: Дегтярева, Наталия Алексеевна
Григорьева, Татьяна Евгеньевна
Ключевые слова: образовательные процессы; студенческая молодежь; факторы; адаптация; мотивация; высшая школа; личностный рост; профориентация; educational process; student youth; adaptation factors; motivation; value-target attitudes
Дата публикации: 2022
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Дегтярева, Н. А. Факторы адаптации студенческой молодежи к образовательному процессу высшей школы / Н. А. Дегтярева, Т. Е. Григорьева // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2022. — № 1 (44). — [С. 1-19].
Аннотация: Актуальность. Получение образования в вузе является значимым этапом в жизни студенческой молодежи, что способствует формированию ее личностного роста, появлению новых взаимоотношений, культурных кодов и социальных форматов жизнедеятельности. Данный процесс актуализирует вопросы взаимодействия студентов с окружающим миром, применения педагогических систем, методов образования и воспитания, что помогает студенту сформировать профессиональные компетенции, тем самым адаптируя его к вузовской среде. В случае нарушения адаптивного функционирования личности происходит ее деформация, порождающая психосоциальные проблемы. Цель статьи − изучение факторов вузовской среды, способствующих процессу адаптации студенческой молодежи. Методы исследования: акмеологический, феноменологический и компетентностный подходы, метод группового стандартизированного анкетного опроса, методика мотивации Т.И. Ильиной и модифицированная социально-психологическая методика личностного роста Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова. Результаты характеризуют студента как пессимиста-реалиста, стремящегося к гедонистическим интенциям и социальному одиночеству, т. е. он хочет быстро стать богатым и успешным, но при этом не желает выходить из своей зоны комфорта и испытывать лишний стресс. Это свидетельствует о необходимости содержательной перестройки образовательно-воспитательной работы основных субъектов высшей школы, что поспособствует взаимосвязи трех компонентов социализации молодежи: «я хочу» (интересы и склонности личности), «я могу» (способности и потенциал к профессиональной деятельности), «надо» (социальный заказ, потребность общества в компетентных специалистах с определенным набором качеств, умений и навыков). Выводы заключаются в том, что в перспективе возникает необходимость разработки модели адаптации студентов, ориентированной на мотивационную и профориентационную деятельность по формированию их метакомпетенций и предполагающей при этом социально-психологическое сопровождение.
Relevance. Getting an education at a university is a significant stage in the life of student youth, which contributes to the formation of their personal growth, the emergence of new relationships, cultural codes and social formats of life. This process actualizes the issues of interaction of students with the outside world, the use of pedagogical systems, methods of education and upbringing, which helps students to form professional competencies, thereby adapting them to the university environment. In the event of violation of the adaptive functioning of the personality, his/her deformation occurs, giving rise to psychosocial problems. The purpose of the article is to study the factors of the university environment that contribute to student youth adaptation. Acmeological, phenomenological and competence-based approaches, the method of a group standardized questionnaire survey, as well as the methodology of T. I. Ilyina and the modified socio-psychological methodology of personal growth by D. V. Grigorieva, I. V. Kuleshova, P. V. Stepanov were used as research methods in the work. The results of the study characterize a student as a realist pessimist, striving for hedonistic intentions and social loneliness, that is, he/she wants to become rich and successful quickly, but at the same time does not want to leave his/her comfort zone and experience unnecessary stress. This indicates the need for a meaningful restructuring of the educational work of the main subjects of higher education, which will contribute to the interconnection of three components of socialization of young people: «I want» (the interests and inclinations of the individual), «I can» (ability and potential for professional activity, « I must» (social order, need of society for competent specialists with a certain set of qualities, skills and abilities). The conclusions are that in the future there is a need to develop a model of student adaptation, focused on motivational and career guidance activities for the formation of their meta-competencies and, at the same time, involving socio-psychological support.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/70801
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1162.pdf1,06 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.