Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/70803
Название: Факторы и проблемы социологического измерения доверия российского общества к системе здравоохранения в период пандемии COVID-19
Другие названия: Factors and issues of sociological measurement of social trust to the healthcare system in terms of the COVID-19 pandemic in Russia
Авторы: Вялых, Никита Андреевич
Беспалова, Анна Александровна
Зарбалиев, Вадим Загиддинович
Ключевые слова: здравоохранение; социальное доверие; российское общество; социологический конструктивизм; пандемии; потребители; медицинская помощь; COVID-19; healthcare institute; social trust; Russian society; sociological constructivism; COVID-19 pandemic; medical care consumers
Дата публикации: 2022
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Вялых, Н. А. Факторы и проблемы социологического измерения доверия российского общества к системе здравоохранения в период пандемии COVID-19 / Н. А. Вялых, А. А. Беспалова, В. З. Зарбалиев // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2022. — № 1 (44). — [С. 131-146].
Аннотация: В статье рассматриваются особенности и методологические основания социологического исследования социального доверия в сфере здравоохранения. Актуальность продиктована практической и научной значимостью преодоления разногласий в понимании социальной сущности феномена доверия в контексте вынужденной коррекции вектора трансформации института здравоохранения в современной России. Цель - создание интегративного теоретического подхода к комплексной оценке факторов формирования и воспроизводства социального доверия потребителей медицинской помощи в условиях пандемии COVID-19. Новизна работы заключается в применении методологии социологического конструктивизма, которая делает возможным исследовать одновременно ментальные и институциональные факторы, конституирующие дискурс кризиса доверия общества к услугам здравоохранения. По результатам системно-семантического анализа проблемно-предметной области определены познавательные ограничения современных концепций, связанные с редукцией социального доверия исключительно к позитивному восприятию медицинских услуг и их объективированной доступности. Параметрами оценки социального доверия к системе здравоохранения в период пандемии COVID-19 являются: отношение потребителей медицинской помощи к врачам и медицинским организациям; степень удовлетворения медицинских потребностей и самооценка статуса здоровья; типичные практики самосохранительного поведения; согласованность интересов различных агентов; эмоциональный настрой, страхи и ожидания от медицинского вмешательства (включая вакцинацию); макроуровневый социально-психологический контекст, вектор государственной политики здравоохранения и культуру общественного здоровья. На основе эмпирических данных проанализирована динамика общественного мнения об эффективности системы российского здравоохранения и ее основных проблемах в сложной эпидемиологической ситуации. Сделан вывод о необходимости как системной регуляции институциональных механизмов доверия, так и повышения резерва личной ответственности и адаптационного потенциала потребителей медицинской помощи.
The article deals with the features and methodological foundations of sociological study of social trust to the healthcare system. The relevance of the research is determined by the practical and scientific necessity to overcome the differences in understanding the phenomenon of trust, especially in modern Russia when the vector of transformation of the institute of healthcare is corrected forcedly. The goal is to create an integrative theoretical approach to assess the factors of construction and reproduction of social trust of medical care consumers in terms of the COVID-19 pandemic. The methodology of sociological constructivism, which makes it possible to study either mental or institutional factors of creating the crisis of social trust in health services establishes the novelty of the research. The system-semantic analysis of the topic results in determination of cognitive limitations of modern concepts, which reduce social trust exclusively to positive perception of medical services and its objectified accessibility. The authors suggest the following criteria to assess the social trust to the healthcare system during the COVID-19 pandemic: the attitude of medical care consumers to doctors and medical organizations; the degree of satisfaction in medical needs and self-assessment of one's health; typical practices of self-preservation behavior; consistency of interests of various agents; emotional mood, fears and expectations from medical intervention (including vaccination); macro-level socio-psychological context, vector of public health policy and culture of public health. Based on the empirical data, the dynamics of social opinion about the effectiveness of Russian healthcare system and its main problems in the epidemiological situation are analyzed. The authors conclude that there is the need for both systemic regulation of institutional mechanisms of trust, and the increasing of personal responsibility and adaptive potential of consumers of medical care.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/70803
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1150.pdf1,25 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.