Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/72831
Название: Гендерная структура научно-педагогических работников организаций высшего образования в разных странах
Другие названия: Gender structure of research and teaching staff of higher education organizations in different countries
Авторы: Пиньковецкая, Юлия Семеновна
Ключевые слова: высшее образование; научно-педагогические работники; женщины-преподаватели; мужчины-преподаватели; гендерные различия; гендерная структура; высококвалифицированные кадры; нормальное распределение; higher education; scientific and pedagogical staff; female teachers; gender gap; normal distribution functions
Дата публикации: 2022
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Пиньковецкая, Ю. С. Гендерная структура научно-педагогических работников организаций высшего образования в разных странах / Ю. С. Пиньковецкая // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2022. — № 2 (45). — [С. 71-80].
Аннотация: Целью работы - оценка гендерной структуры научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях различных стран. Главный показатель − доля женщин в общем числе научно-педагогического персонала высших учебных заведений. В процессе исследования использовались данные Института статистики ЮНЕСКО по 107 странам. Моделирование эмпирических данных основывалось на разработке функции плотности нормального распределения. Результаты вычислительного эксперимента показали, что доля женщин в численности научно-педагогического персонала в среднем по рассматриваемым странам составила 41,6 %. Более половины преподавательского состава в 24 странах - женщины. В 78 странах большинство преподавателей вузов - мужчины. Таким образом, для многих современных национальных экономик доказано наличие гендерного разрыва в структуре научно-педагогического персонала организаций высшего образования. Определены страны с максимальными и минимальными значениями доли женщин - преподавателей вузов. С использованием однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) доказана существенная разница для групп стран, в которых отмечались максимальные и минимальные значения изучаемого показателя. Осуществлена оценка влияния территориального расположения стран и уровня доходов населения в них на значения рассматриваемого показателя. Предлагаемый методологический подход и полученные результаты обладают научной новизной, поскольку оценке территориальных особенностей гендерной структуры преподавателей высших учебных заведений ранее не уделялось внимания в научных исследованиях.
Currently, higher education plays an important role in the training of highly qualified specialists, the creation of new knowledge, and the introduction of innovations. The purpose of our study was to evaluate the gender structure of scientific and pedagogical personnel in higher educational institutions of various countries. This indicator was the proportion of women in the total number of scientific and pedagogical staff of higher educational institutions. The study used data from the UNESCO Institute of Statistics for 107 countries. Modeling of empirical data was based on the development of the density function of the normal distribution. The results of the computational experiment showed that the proportion of women in the number of scientific and pedagogical staff on average in the countries under consideration was 41,6 %. Women make up more than half of the teaching staff in twenty-four countries. The predominance of men as teachers of higher education institutions was observed in seventy-eight countries. Thus, for the majority of modern national economies, the existence of a gender gap in the structure of the scientific and pedagogical staff of higher education organizations has been proved. The analysis showed that in recent years there has been a tendency for men to prevail among teachers who have been teaching students in higher education programs. The countries with the maximum and minimum values of the indicator under consideration were identified. Using one-factor analysis of variance (ANOVA), a significant difference was proved for groups of countries in which the maximum and minimum values of the studied indicator were noted. The impact of the territorial location of the countries and the level of income of the population in them on the values of the indicator under consideration was assessed. The proposed methodological approach and the results obtained have scientific novelty, since the assessment of the territorial features of the gender structure of teachers of higher educational institutions has not previously been paid attention in scientific research.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/72831
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1158.pdf779,74 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons