Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/76247
Название: Динамические изменения уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов: результаты формирующего эксперимента
Другие названия: Dynamic changes in the level of emotional and personal well-being of teachers: results of a formative experiment
Авторы: Родионова, Елена Викторовна
Конюхова, Татьяна Васильевна
Ключевые слова: психологическое благополучие; субъективное благополучие; эмоционально-личностное благополучие; эмоциональный интеллект; педагоги; well-being-мероприятия; эмоциональная регуляция; саногенное поведение; динамические измерения; psychological well-being; subjective well-being; emotional and personal well-being; emotional intelligence; lecturer; well-being event; emotional regulation; sanogenic behavior
Дата публикации: 2023
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Родионова, Е. В. Динамические изменения уровня эмоционально-личностного благополучия педагогов: результаты формирующего эксперимента / Е. В. Родионова, Т. В. Конюхова // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2023. — № 1 (48). — [С. 59-72].
Аннотация: Для педагогов эмоционально-личностное благополучие тесно связано с качеством их профессиональной деятельности. Образовательная среда сопряжена с эмоциональным напряжением, необходимостью постоянной активной перестройки, ростом требований к компетенциям. Поэтому значимым становится формирование ценности эмоционально-личностного благополучия, когда педагоги не только стремятся к профессиональному росту, но и осознают ответственность за свое эмоционально-личностное благополучие. Целостное экзистенциальное переживание состояния удовлетворения и баланса между внутренним и внешним миром, которое возникает в процессе жизнедеятельности, является теоретико-методологической основной исследования. В июне 2022 г. в формирующем эксперименте участвовал 61 педагог технического (целью была оценка динамических изменений уровня эмоционально-личностного благополучия испытуемых). Использовались данные эмпирического исследования по оценке уровня эмоционально-личностного благополучия, собранные в январе 2022 г. Респондентами выступили те же преподаватели вуза. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Для последней группы разрабатывалась и реализовывалась well-being-программа как инструмент формирования эмоционально-личного благополучия сотрудников. По результатам внедрения проводилось самообследование эмоционально-личностного благополучия (методика СЭЛБ, Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова), анализировался уровень эмоционального интеллекта (методика Н. Холла) и сравнивался полученный массив данных в контрольной и экспериментальной группе. В контрольной группе существенной динамики не обнаружено. В ходе формирующего эксперимента отмечены положительные изменения в эмоционально-личностной сфере. Они проявились в развитии навыков эмоциональной регуляции педагогов вуза через осознание своего эмоционального состояния и окружающих, а также в повышении уровня стрессоустойчивости через формирование эмоциональной устойчивости. Это позволяет педагогу выполнять трудовые функции без вреда для самочувствия и здоровья даже при наличии стрессовых факторов, в т. ч. в ситуациях неопределенности.
For lecturers emotional and personal well-being is closely related to the quality of their professional activities. The educational environment is associated with emotional tension, need for constant active restructuring, and increase in competency requirements. Therefore, the formation of the value of emotional and personal wellbeing becomes significant, when lecturers not only strive for professional growth, but also realize responsibility for their emotional and personal well-being. Understanding of emotional and personal well-being as a holistic existential experience of the state of satisfaction and balance between the inner and outer world that arises in the process of life is laid in the theoretical and methodological basis of the present study. The given paper presents the results of a formative experiment on optimizing the emotional and personal sphere on a sample of 61 lecturers of a technical university. Data was collected in June 2022. As a backlog, the authors used data from an empirical study on assessing the level of emotional and personal well-being, conducted in January 2022, on the same sample of respondents. The subjects were divided into control and experimental groups. For the last one a complex well-being program was developed and implemented as a tool for shaping the emotional and personal well-being of employees. Based on the results of the implementation of well-being program the authors carried out self-examination of emotional and personal well-being (technique of L.V. Karapetyan, G.A. Glotova) and diagnostics of the level of emotional intelligence (test by N. Hall). We compared the resulting data array in the control and experimental groups. It showed that no significant dynamics was found in the control group. In the course of the formative experiment among the respondents of the experimental group, positive changes in the emotional and personal sphere had a significant increase. They manifested themselves in the development of emotional regulation skills of university teachers through awareness of the emotional state of oneself and others; increasing the level of stress resistance through the formation of emotional stability that allows you to perform labor functions, including in situations of stress without harm to well-being and health.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/76247
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1383.pdf542,62 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.