Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/81058
Название: Социально-философский анализ влияния корпоративных ценностей на устойчивость развития Российских компаний
Другие названия: Socio-philosophical analysis of the impact of corporate values on the sustainability of the development of Russian companies
Авторы: Прокаева, Елена Геннадьевна
Ключевые слова: корпоративные ценности; корпоративная культура; социальная ответственность; рациональный капитализм; моральный капитал; устойчивое развитие; corporate values; corporate culture; social responsibility; rational capitalism; moral capital; sustainable development
Дата публикации: 2023
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Прокаева, Е. Г. Социально-философский анализ влияния корпоративных ценностей на устойчивость развития Российских компаний / Елена Геннадьевна Прокаева // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2023. — № 3 (50). — С. 178-191.
Аннотация: В статье анализируется влияние корпоративных ценностей на устойчивое развитие компании. Объясняется смена приоритетов в деятельности корпораций с достижения прибыли любой ценой на «всеобщий выигрыш», а именно на соблюдение баланса между стремлением к прибыли и социальной ответственностью. Ценностные ориентиры, заложенные в основу сильной корпоративной культуры, помогают в случае необходимости поменять стратегию и перейти на новый этап развития. Также можно наблюдать закрепление новых инструментальных ценностей после успешно пережитых кризисов. Актуальность исследования обоснована необходимостью освоения российскими компаниями модели долгосрочного устойчивого развития, поскольку анализ опыта успешных представителей бизнеса может помочь и другим выявить ценностные основания собственной деятельности и найти новые возможности для своего развития. Цель: показать важность корпоративных ценностей для устойчивого и долгосрочного развития компаний; акцентировать внимание на возможности формирования морального капитала на базе сильной организационной культуры при следовании модели развития, основанной на гармонизации экономических и моральных интересов; представить подход социальной философии как объединяющий разные взгляды на работу с ценностями с целью совершенствования механизмов реализации корпоративных ценностей в деятельности. Методы: сравнительный анализ, контент-анализ, синтез, теоретическое обобщение на базе эмпирического материала. В статье исследуются крупные российские корпорации из банковской, телекоммуникационной и строительных сфер на предмет декларируемых корпоративных ценностей. Рассмотрены изменения кодекса корпоративного управления крупной российской строительной корпорации за период ее существования. Результаты: в телекоммуникационной и банковской сфере осознание, открытое декларирование и степень проработанности каналов реализации корпоративных ценностей выше, чем у представителей из строительной сферы деятельности. Есть стремление к устойчивому развитию: практически все крупные корпорации придерживаются принципов ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance − экологическое, социальное и корпоративное управление). Российские компании обладают большим потенциалом для качественной работы с корпоративными ценностями как основаниями для создания сильной организационной культуры. Существует проблема расхождения декларируемых ценностей и фактической деятельности, а значит, есть необходимость в разработке технологий и методик реализации корпоративных ценностей на практике. Выводы: Предприятия, осознанно работающие с корпоративными ценностями, которых придерживаются как сотрудники, так и руководящий состав, и владельцы более стабильны в периоды турбулентности и последовательны в развитии. Кроме того, совпадение реальных ценностей компании с реальными ценностями общества помогает организации сохранять устойчивость. Поскольку ценностные изменения, преобразования корпоративной культуры − процессы длительные, многолетние, оптимальным является постоянное наблюдение за морально-этическим климатом и ценностными ориентациями, чтобы поддерживать единый дух, сплоченность коллектива и развитие в едином направлении, а также предотвращать, нарушение закона и общественных норм. Ценности также являются ориентиром должного, того, к чему стремится корпорация, что служит ей идеалом, что ведет её к целям. То, какое ценностное поле формируют представители бизнеса, особенно крупные и успешные, влияет на общество в целом, их лидеры часто служат образцом для подражания. Независимо от того, уделяет руководитель внимание работе с ценностями компании или нет, они существуют и влияют на деятельность. На определенном этапе развития структуры, когда личный контакт лидера с каждым сотрудником невозможен, ценности формируют и сохраняют единство и целостность организации. Со своей стороны, общество не должно снижать планку моральных требований к корпорациям. Большая выживаемость социально ответственных предприятий будет способствовать своеобразному отбору, укрепляющему солидарную этику в целом.
The article analyzes the impact of corporate values on the sustainable development of the company. It explains the change of priorities in the activities of corporations from achieving profit at any cost to «universal gain», namely, maintaining a balance between the desire for profit and social responsibility. The value orientations laid down in the basis of strong corporate culture help, if necessary, to change the strategy and move to a new stage of development. It is also possible to observe the consolidation of new instrumental values after successfully experienced crises. The relevance of the study is justified by the need for Russian companies to master the model of long-term sustainable development, since the analysis of the experience of successful business representatives can help others to identify the value bases of their own activities and find new opportunities for their development. Purpose: to show the importance of corporate values for the sustainable and long-term development of companies; to focus on the possibility of forming moral capital on the basis of a strong organizational culture while following a development model based on the harmonization of economic and moral interests; to present the approach of social philosophy as combining different views on working with values in order to improve the mechanisms for implementing corporate values in activities. Methods: comparative analysis, content analysis, synthesis, theoretical generalization based on empirical material. The article examines large Russian corporations from the banking, telecommunications and construction sectors for declared corporate values. The amendments to the corporate governance code of a large Russian construction corporation for the period of its existence are considered. Results. In the telecommunications and banking sector, awareness, open declaration and degree of elaboration of channels for the implementation of corporate values is higher than that of representatives from the construction industry. There is a desire for sustainable development: almost all large corporations adhere to the principles of ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance). Russian companies have great potential for high-quality work with corporate values as the basis for creating strong organizational culture. There is a problem of discrepancy between declared values and actual activities, which means that there is a need to develop technologies and methods for implementing corporate values in practice. Conclusions. Companies that consciously work with corporate values, which are adhered to by both employees and management, and owners are more stable during periods of turbulence and consistent in development. In addition, the coincidence of the real values of the company with the real values of society helps the organization to maintain stability. Since value changes and transformations of corporate culture are long-term, multi-year processes, it is optimal to constantly monitor the moral and ethical climate and value orientations in order to maintain a unified spirit, team cohesion and development in a single direction, as well as to prevent violations of the law and social norms. Values are also a guideline of what is due, what the corporation strives for, what serves as its ideal, what leads it to goals. The value field that business representatives form, especially large and successful ones, affects society as a whole, their leaders often serve as role models. Regardless of whether the manager pays attention to working with the company's values or not, they exist and affect the activity. At a certain stage in the development of the structure, when personal contact of the leader with each employee is impossible, values form and preserve the unity and integrity of the organization. For its part, society should not lower the bar of moral requirements for corporations. The high survival rate of socially responsible enterprises will contribute to a kind of selection that strengthens solidarity ethics in general.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/81058
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
jwt-1609.pdf365,71 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons