Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/82311
Название: Менеджмент «лица» в практиках современной деловой культуры Китая
Другие названия: «Face» management in the practices of modern business culture in China
Авторы: Скальная, Оксана Анатольевна
Лукьянова, Наталия Александровна
Ключевые слова: лицо; мяньцзы; китайская деловая культура; деловые коммуникации; онлайн-коммуникации; цифровизация; face; mianzi; Chinese business culture; business communications; online communications; digitalization; WeChat
Дата публикации: 2024
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Скальная, О. А. Менеджмент «лица» в практиках современной деловой культуры Китая / О. А. Скальная, Н. А. Лукьянова // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2024. — Т. 52, № 1. — С. 187-197.
Аннотация: Интерес к современной китайской культуре связан с процессами активизации политических, экономических и культурных связей между Россией и Китаем. Для успешного делового сотрудничества с Китаем необходимо понимать специфику китайской деловой культуры, в связи с чем увеличивается количество исследований по данной тематике. Целесообразно изучать китайские бизнеспрактики, в том числе в цифровом контексте, основываясь на социокультурных традициях китайского общества. Актуальность исследования заключается в том, что культурный концепт «лица» имеет центральное место в китайской системе ценностей, являясь ключом к пониманию национального характера китайцев, культурных и деловых практик. Различные коммуникативные стратегии и культурные практики в современном китайском обществе, в том числе и в бизнесе, базируются на смысловых традициях концепции «лица», органично вписанных в коллективный интеллект китайского народа. В цифровом мире межкультурные деловые коммуникации переходят в новые форматы, создавая иную субкультуру, в которой менеджмент «лица» также видоизменяется. Данные онлайн-практики «работы над лицом» становятся неотъемлемой частью современной китайской деловой культуры и заслуживают особого внимания. Цель: на основе анализа практик в китайской деловой культуре определить сущность и формы менеджмента «лица» и рассмотреть влияние цифровых трансформаций на деловые практики «работы с лицом». Результаты: описаны универсальные и специфичные аспекты феномена «лица» в социальных и деловых коммуникациях. Показано, что управление «лицом» - сложный коммуникативный механизм, которому присущи ситуативность и динамичность. Выявлено, что концепт «лица» имеет в цифровой культуре важное значение в глобальном контексте делового взаимодействия. В процессах цифровизации менеджмент «лица» обнаруживает новые форматы, например бизнес-коммуникации в WeChat, однако традиционные культурные практики, связанные с «лицом», по-прежнему оказывают существенное влияние на деловое общение. Вывод: сложность овладения навыками менеджмента «лица» в процессах кросс-культурных коммуникаций вызвана наличием различных неписаных социальных ритуалов, связанных с «лицом», которые иностранцу вне контекста китайской социальной среды могут быть непонятны
Interest in modern Chinese culture is associated with the processes of intensifying political, economic and cultural ties between Russia and China. For successful business cooperation with China, it is imperative to understand the specifics of Chinese business culture, and therefore the number of studies on this topic is increasing. It is recommended to study Chinese business practices, including in the digital context, based on the sociocultural traditions of Chinese society. Relevance. The fact that the cultural concept of "face" has a central place in the Chinese value system, being the key to understanding the national character of the Chinese, cultural and business practices of China. Various communication strategies and cultural practices in modern Chinese society, including business, are based on the semantic traditions of the concept of "face," organically integrated into the collective intelligence of the Chinese people. In the digital world, intercultural business communications evolve into new formats, creating a different subculture in which the management of the "face" is also changing. These online practices of "face work" are becoming an integral part of modern Chinese business culture and deserve special attention. Aim. Based on the analysis of practices in Chinese business culture to reveal the essence and forms of "face" management, considering the impact of digital transformations on business practices of "face work". Results. The paper describes the universal and specific Chinese aspects of the "face" phenomenon in social and business communications. It is shown that "face" management is a complex communicative mechanism, and it is characterized by situational factors and dynamism. It was demonstrated that the concept of "face" is important in digital culture in the glocalization context of business interaction. In digitalization processes, "face" management is revealed in new formats, such as business communications in WeChat, but traditional cultural practices related to "face" still have a significant impact on business interaction. It is concluded that the difficulty of mastering the skills of "face" management in cross-cultural communications is caused by the presence of various unwritten social rituals associated with the "face", which may be incomprehensible to a foreigner, being outside the context of the Chinese social environment
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/82311
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
jwt-1274.pdf430,98 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons