Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/85447
Название: | Специфика мифологии масс |
Другие названия: | Specifics of the mythology of masses |
Авторы: | Петев, Николай Иванович |
Ключевые слова: | массовая мифология; время и пространство; производство; ресурсы; «сакральное»; чудеса; массы; социум; mass mythology; time and pace; production; resources; «sacred»; miracles; masses; society |
Дата публикации: | 2025 |
Издатель: | Томский политехнический университет |
Библиографическое описание: | Петев, Н. И. Специфика мифологии масс / Н. И. Петев // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2025. — Т. 53, № 1. — С. 120-137. |
Аннотация: | В статье рассматривается проблематика массовой мифологии как феномена современной культуры и сознания индивида. Автор выявляет и анализирует специфические черты и условия формирования массовых (искусственных) мифологем, а также трансформацию различных феноменов, которые наполняются новым содержанием. Также рассматривается транспозиция «нуминозного», для которого традиционной является область религиозного, в нерелигиозные сферы. Цель: выявить внутреннее содержание мифологии масс, причины и условия её актуализации, а также установить метаморфозы, которые она инициирует. Интегрирование массовых мифов имеет двухстороннее последствие: с одной стороны, переход «сакрального» в иные сферы, что предполагает компенсацию при кризисе религиозных систем, с другой - очевидным становится интенсификация процесса маргинализации «священного» и связанного с ним понятий и явлений. Важным аспектом является проблематика новаторства и собственно производительных способностей массовой мифологии. Особенность данного процесса, а также использование определённых «ресурсов» обуславливают содержание создаваемого продукта. Он, в свою очередь, репрезентирует архитектонику мифологии масс, что создаёт благотворную почву для её развития и интеграции в сознание индивида. Методы: диалектический метод, позволяющий выявить и про‐ анализировать те противоречия, которые присутствуют в рамках реализации массовых мифологем, в частности соотношение пассивности и динамизма, прогресса и маргинализации и т. д.; метод моделирования, способствующий формированию представления о массовой мифологии как динамичной целостной системе, которая постоянно изменяется в зависимости от этиологического и телеологического при‐ мата; метод анализа и синтеза, позволяющий глубже проникнуть в суть проблемы, связанной с формированием и интегрированием массовых мифологем, а также выявить причины и условия возникновения и развития массовой мифологии; психологический подход, делает возможным выявить основные компоненты данной мифологии, которые эффективнее и успешнее воспринимаются массами. Религиоведческий подход применялся при рассмотрении таких феноменов, как «сакральность», «чудо» и т. д., а также при анализе, собственно, явления массовой мифологии. Результаты: выявлены условия формирования массовых мифологем, такие как доступность, отсутствие вариативности, каналы передачи и т. д.; обнаружено отсутствие непосредственно производственных сил массовой мифологии; установлены метаморфозы такого феномена, как время, в парадигме его определения как ресурса в аспекте динамизма; определена искусственная и спекулятивная драпировка рациональностью некоторых положений массовых мифологем; проанализированы концепции скорости и динамизма в области формирования массовой мифологии, имеющие императивный характер; выявлены такие черты, как дискретность и фрагментарность, присущие сознанию индивида в парадигме влияния мифологии масс; установлен процесс транспозиции «сакрального» в рамках актуализации мифологии масс, а также факт снятия такого его качества, как чуждость; выявлена тенденция массовой мифологии к формированию автономной реальности; проанализировано соотношение императивности активности мифологии масс и пассивности массового индивида This article examines the problems of mass mythology as a phenomenon of modern culture and individual consciousness. The author identifies and analyzes the specific features and conditions of the formation of mass (artificial) mythologies, as well as the transformation of various phenomena that are filled with completely new content. The transposition of the «numinous», for which the area of the religious is traditional, into non‐ religious spheres is also considered. Aim. To identify the inner content of the mythology of masses, the causes and conditions of its actualization, as well as to establish the metamorphoses that it initiates. The integration of mass myths has a two‐way consequence: on the one hand, the transition of the «sacred» into other spheres, which implies compensation in the crisis of religious systems, on the other hand, the intensification of marginalization of the «sacred» and related concepts and phenomena becomes obvious. An important aspect in this study is the problem of innovation and the actual productive abilities of mass mythology. The peculiarity of this process, as well as the use of certain «resources» determines the content of the product being created. It represents, in its turn, the architectonics of the mythology of masses, which creates a beneficial ground for its development and integration into the consciousness of the individual. Methodology. The dialectical method is used in this work. It allows us to identify and analyze the contradictions that are present in the framework of the implementation of mass mythologies, in particular the ratio of passivity and dynamism, progress and marginalization, etc. The modeling method allows us to form an idea of mass mythology as a dynamic holistic system that is constantly changing depending on the etiological and teleological primacy. The method of analysis and synthesis allows us to get deeper into the essence of the problem associated with the formation and integration of mass mythologies. In addition, this method allows us to identify the causes and conditions of the emergence and development of mass mythology. The psychological approach allows us to identify the main components of this mythology, which are more effectively and successfully perceived by the masses. The religious approach was applied when considering such phenomena as «sacredness», «miracle», etc., as well as when analyzing the phenomenon of mass mythology itself. Results. The author revealed the conditions for the formation of mass mythologies, such as: accessibility, lack of variability, transmission channels, etc. He revealed as well the absence of the actual pro‐ duction forces of mass mythology. The author established the metamorphoses of such a phenomenon as time within the framework of its definition as a resource in the aspect of dynamism as well as artificial and speculative draping by rationality of some provisions of mass mythologies. The paper analyzes the concepts of speed and dynamism within the framework of the formation of mass mythology, which have an imperative character. The author revealed such features as discreteness and fragmentation inherent in the consciousness of an individual in the paradigm of the influence of mass mythology. He established transposition of the «sacred» within the framework of the actualization of mass mythology, as well as the removal of such a quality as alienness. The author revealed the tendency of mass mythology to form an autonomous reality and analyzed the correlation between the imperative activity of the mythology of the masses and the passivity of the mass individual |
URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/85447 |
ISSN: | 2658-4956 |
Располагается в коллекциях: | Векторы благополучия: экономика и социум |
Файлы этого ресурса:
Файл | Размер | Формат | |
---|---|---|---|
jwt-1335.pdf | 374,72 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons