Please use this identifier to cite or link to this item:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/132627| Title: | Медицинский онлайн (не)профессионализм: этические и социальные риски коммуникации в цифровых медиа |
| Other Titles: | Medical online (non)professionalism: ethical and social risks of communication in digital media |
| Authors: | Бояркина, Сания Исааковна |
| Keywords: | электронный ресурс; медицинский профессионализм; онлайн‐профессионализм; риски коммуникации; приватная информация; цифровые медиа; конструирование; общественный договор; medical professionalism; online professionalism; communication risks; social contract; private information; digital media; construction; social contract |
| Issue Date: | 2025 |
| Publisher: | Томский политехнический университет |
| Citation: | Бояркина, С. И. Медицинский онлайн (не)профессионализм: этические и социальные риски коммуникации в цифровых медиа / С. И. Бояркина // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2025. — Т. 53, № 2. — С. 120-134. |
| Abstract: | В условиях интенсивного роста числа цифровых медиа и их аудитории риски онлайн‐коммуникаций в медицинской практике представляют собой глобальную проблему: в странах с высоким уровнем цифровизации медиа становятся публичной ареной, на которой формируются дискурсы о профессионализме медицинских работников и модели восприятия проблем системы здравоохранения, обсуждаются условия социального договора между обществом и представителями медицинской профессии. Цель: на основании анализа процесса конструирования социальных представлений о профессионализме врача в цифровых медиа выявить критерии его оценки, обозначить этические и социальные последствия ошибок медицинской онлайн‐коммуникации. Методы: кейс‐стади, метод нарративного анализа и контент‐анализа, с помощью которых изучены печатные материалы цифровых СМИ, пресс‐релизы и комментарии пользователей в социальных сетях «Телеграм» и «ВКонтакте» по поводу регионального кейса медиатизации приватного видео врача. Описаны компоненты нарратива, создаваемого в ходе сетевой коммуникации СМИ и пользователей медиа, выявлены лейтмотивы дискурса, в котором репрезентируется понимание профессионализма врача. На первом этапе в результате анализа материалов цифровых СМИ (N = 19) выстраивается модель нарратива, совместно формируемого авторами статей (постов) и аудиторией. На втором этапе проводится тематический контент‐анализ комментариев пользователей групп социальных сетей (N = 863), обозначаются базовые направления дискуссии о персоне и онлайн‐коммуникациях врача. Результаты: выявлены социальные основания оценки профессионализма врача, его компонентов, условий формирования и контроля, контекстов реализации. Выводы: представления об онлайн‐профессионализме совместно конструируются формальными и неформальными акторами, участвующими в сетевой коммуникации. В него включаются клинические, морально‐этические, социокультурные компоненты, степень сформированности которых связывают с персональными характеристиками (возрастом, опытом работы и навыками речевой и визуальной коммуникаций). Широта спектра компонентов, включаемых в оценку, приводит и к расширению перечня институциональных акторов, на которых возлагается ответственность за нарушение этики коммуникации In the context of rapid growth in the number of digital media and their audiences, the risks of online communication in medical practice represent a global problem: in highly digitalized countries, media become a public arena where discourses about the professionalism of medical workers are constructed, models for perceiving healthcare system issues are formed, and the terms of the social contract between society and representatives of the medical profession are debated. Aim. Based on the analysis of constructing social representations of physician competence in digital media, to identify criteria for evaluating competence and to outline the ethical and social consequences of mistakes in medical online communication. Methods. Using case study, narrative analysis, and content analysis methods, the study examines digital media print materials and user comments on Telegram and VKontakte regarding a regional case involving the mediatization of a doctor's private video. The paper describes the components of the narrative constructed during online communication between media and users, and identified the main leitmotifs of the discourse in which the understanding of physician professionalism is formed. At the first stage, analysis of digital media materials (N=19) builds a narrative model jointly formed by authors and audiences. At the second stage, thematic content analysis of social network group user comments (N=863) identifies the main directions of discussion about the person and the doctor's online communications. The study reveals the social foundations for assessing physician competence, its components, the conditions for its formation and control, and the context in which it is realized. The conclusion is that the understanding of online professionalism is jointly constructed by formal and informal actors involved in online communication, and includes clinical, moral‐ethical, and sociocultural components, which degree of development is linked to personal characteristics - age, work experience, and verbal and visual communication skills. The broad range of components included in the assessment also expands the list of institutional actors held responsible for violations of communication ethics |
| URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/132627 |
| ISSN: | 2658-4956 |
| Appears in Collections: | Векторы благополучия: экономика и социум |
Files in This Item:
| File | Size | Format | |
|---|---|---|---|
| jwt-1355.pdf | 425,71 kB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License