Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133588| Название: | Цифровая трансформация современного образовательного пространства: плюсы и минусы |
| Другие названия: | Digital transformation of modern educational space: pros and cons |
| Авторы: | Болсуновская, Людмила Михайловна Ганина, Олеся Алексеевна |
| Ключевые слова: | высшее образование; цифровая трансформация; цифровые инструменты; инновационные технологии; адаптивные образовательные платформы; искусственный интеллект; higher education; digital transformation; digital tools; innovative technologies; adaptive educational platforms; artificial intelligence |
| Дата публикации: | 2025 |
| Издатель: | Томский политехнический университет |
| Библиографическое описание: | Болсуновская, Л. М. Цифровая трансформация современного образовательного пространства: плюсы и минусы / Л. М. Болсуновская О. А. Ганина // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2025. — Т. 53, № 3. — С. 156-173. |
| Аннотация: | Данная статья посвящена рассмотрению проблем, возможностей, перспектив интеграции и рисков, связанных с цифровизацией высшего образования, в том числе инженерного. Актуальность исследования цифровой трансформации современного образовательного пространства и его инструментов в настоящее время обусловлена использованием цифровых инструментов во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Будущее высшего образования формируется под воздействием цифровых технологий, которые предоставляют перспективы для обучения и преподавания. Благодаря конструирующейся на основе цифровизации гибкости учебного процесса, инновационных технологий, адаптивных образовательных платформ и усовершенствованных систем оценивания создаётся база для глобальной модернизации образования в целом. Цель: показать, как цифровизация позволила эффективно использовать различные инструменты, благодаря которым существует возможность облегчить получение знаний студентам и минимизировать риски в условиях сокращения горизонта планирования. Методы: при проектировании образовательных программ нового поколения предлагается учитывать аналитику данных, разработку бизнес‐моделей, управление цифровой информацией и знаниями, цифровое взаимодействие, а также цифровую интерактивность, при этом не обесценивая традиционное обучение. В настоящее время высшая школа является главным заинтересованным лицом в матрице стейкхолдеров при подготовке будущего специалиста. Соответственно, какими будут механизмы управления цифровизацией в высшей школе, во многом будет зависеть от стратегических целей социально‐экономического развития страны. Результаты: в статье представлены формы цифровизации образовательного процесса, приведены примеры конкретных цифровых инструментов и даны предложения по их использованию как студентами, так и преподавателями. Анализ плюсов и минусов цифровой трансформации показал, что преимущество цифровизации образования в XXI в. заключается в том, что оно сочетает в себе как традиционные методики, так и методы онлайн‐обучения, которые выступают в качестве взаимодополняющих систем This article is devoted to the challenges, prospects for use, and risks associated with the digitalization of higher education, including engineering education. Relevance. The use of digital tools in all areas of our lives, including education. The future of higher education is being shaped by the influence of digital technologies, providing students and teachers with new opportunities. The emerging flexibility of the educational process, based on digitalization, along with innovative technologies, adaptive educational platforms, and improved assessment systems, forms the foundation for the global modernization of education as a whole. Aim. To demonstrate how digitalization has made it possible to effectively use various tools thanks to which there is an opportunity to facilitate the acquisition of knowledge by students and minimize risks while reducing the planning horizons. Methods. When designing next‐generation educational programs, it is suggested to incorporate data analytics, business model development, digital information and knowledge management, digital interaction, and digital interactivity into the curriculum, while not devaluing traditional learning. Currently, higher education institutions are the main stakeholders in the stakeholder matrix when preparing future specialists. Accordingly, the mechanisms for managing digitalization in higher education will largely depend on the strategic goals of the country's socio‐economic development. Results. The article presents forms of digitalization of the educational process, provides examples of specific digital tools, and offers suggestions for their use by both students and teachers. The analysis of the pros and cons of digital transformation showed that the advantage of digitalization in the 21st century education is that it combines both traditional methodologies and online learning methods, which go hand in hand as complementary systems |
| URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133588 |
| ISSN: | 2658-4956 |
| Располагается в коллекциях: | Векторы благополучия: экономика и социум |
Файлы этого ресурса:
| Файл | Размер | Формат | |
|---|---|---|---|
| jwt-1377.pdf | 513,03 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons