Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133608| Название: | Комплексная модель тепловых и электромеханических процессов погружного асинхронного двигателя |
| Другие названия: | Integrated thermal and electromechanical processes model of a submersible induction motor |
| Авторы: | Ершов, Михаил Сергеевич Комков, Александр Николаевич Феоктистов, Евгений Алексеевич |
| Ключевые слова: | установка электроцентробежного насоса; погружной асинхронный двигатель; электромеханические процессы; тепловые процессы; периодический кратковременный режим; режим работы на пониженной скорости; колебания температуры; electric centrifugal pump installation; submersible induction motor; electromechanical processes; thermal processes; periodic short-term mode; low-speed mode; temperature fluctuations |
| Дата публикации: | 2025 |
| Издатель: | Томский политехнический университет |
| Библиографическое описание: | Ершов, М. С. Комплексная модель тепловых и электромеханических процессов погружного асинхронного двигателя / М. С. Ершов, А. Н. Комков, Е. А. Феоктистов // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2025. — Т. 336, № 11. — С. 99-110. |
| Аннотация: | Актуальность. Более 60 % нефтяных скважин в России оснащено установками с погружными электроцентробежными насосами. Тенденция увеличения доли низко- и среднедебитных скважин изменяет условия эксплуатации электроцентробежных насосов, что может сопровождаться ухудшением отвода тепла и увеличением нагрева погружных электродвигателей насосных установок, сокращением ресурса двигателей. В условиях снижения дебита скважин все более актуальной становится задача поиска наиболее рациональных технологий добычи нефти и эффективных режимов эксплуатации погружных электродвигателей. Тепловые процессы двигателей непосредственно связаны и во многом обусловлены электромеханическими процессами электродвигателей, хотя в настоящее время публикации по совместному исследованию указанных процессов практически отсутствуют. Целью данной работы является объединение исследований тепловых и электромеханических процессов погружных электродвигателей и разработка средств их моделирования, что может дать новый положительный эффект решения проблемы совершенствования эксплуатации электроцентробежных насосов низко- и среднедебитных скважин. Объектом исследования являются совместные тепловые и электромеханические процессы в системе «источник питания - погружной электродвигатель - скважинный флюид». Методы: моделирование тепловых процессов в погружном электродвигателе на основе тепловых схем, учитывающее условия охлаждения двигателя в скважине, и моделирование электромеханических переходных процессов, учитывающее возможности регулирования энергетических параметров электродвигателя в процессе эксплуатации. Результаты включают комплексную модель тепловых и электромеханических процессов погружного электродвигателя, реализованную в среде Matlab и использованную для численного моделирования характерных режимов эксплуатации электроцентробежных насосов. Результаты численного моделирования нагрева погружных электродвигателей в длительном режиме с последующим переходом на периодический кратковременный режим при прямом пуске двигателя подтвердили закономерности, установленные другими исследователями. Показано, что особенности конструкции погружных электродвигателей, обусловливающие его хорошие пусковые свойства, позволяют использовать прямой пуск в кратковременном периодическом режиме. Однако влияние возникающих в периодическом режиме колебаний температуры существенны, что может приводить к воздействию на изоляцию обмоток и требует дальнейших исследований. Использование частотного пуска погружных электродвигателей несущественно снижает колебания температуры. Альтернативой периодического кратковременного режима работы может быть работа электроцентробежных насосов на пониженных скоростях электродвигателя, при питании его от преобразователя частоты, но такая технология имеет свои ограничения Relevance. More than 60% of oil wells in Russia are equipped with submersible electric centrifugal pumps. The tendency to increase the share of low- and medium-flow wells changes the operating conditions of submersible electric centrifugal pumps, which may be accompanied by deterioration of heat removal and increased heating of submersible electric motors of pumping units, reduction of the service life of motors. In conditions of decreasing well flow rate, the task of finding the most rational technologies for oil production and efficient operating modes of submersible electric motors is becoming increasingly urgent. Thermal processes of motors are directly related to and largely determined by electromechanical processes of electric motors, although at present there are practically no publications on the joint study of these processes. Aim. To combine the study of thermal and electromechanical processes of submersible electric motors and development the means for their modeling. This can provide a new positive effect in solving the problem of improving the operation of electric centrifugal pumps of low- and medium-flow wells. Object. Combined thermal and electromechanical processes in the system "power source - submersible electric motor - well fluid". Methods. Thermal processes modeling in a submersible electric motor based on thermal circuits, taking into account the motor cooling conditions in the well, and electromechanical transient processes modeling, considering the possibilities of regulating the motor power parameters during operation. Results. Comprehensive model of thermal and electromechanical processes of a submersible electric motor, implemented in the Matlab environment and used for numerical simulation of typical operating modes of the submersible electric centrifugal pumps. The results of numerical modeling of submersible electric motor heating in a long-term mode with subsequent transition to a periodic short-term mode during direct starting of the motor confirmed the patterns established by other researchers. It is shown that the design features of the submersible electric motors, which determine its good starting properties, allow using direct start in a short-term periodic mode. However, the impact of temperature fluctuations occurring in the periodic mode is significant. This can lead to an effect on the insulation of the windings and requires further research. The use of a frequency start of the submersible electric motors does not significantly reduce temperature fluctuations. An alternative to short-term periodic operation mode can be the operation of electric centrifugal pumps at reduced speeds of the electric motor, powered by a frequency converter, but this technology has its limitations |
| URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133608 |
| ISSN: | 2413-1830 |
| Располагается в коллекциях: | Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов |
Файлы этого ресурса:
| Файл | Размер | Формат | |
|---|---|---|---|
| bulletin_tpu-2025-v336-i11-10.pdf | 1,29 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons