Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133618
Название: Разработка и исследование наблюдателя полного порядка динамической системы «кабельная линия - синхронный двигатель с постоянными магнитами» в дискретном времени
Другие названия: Development and research of a full-order observer for the dynamic system «cable line - permanent magnet synchronous motor» in discrete time
Авторы: Глазырин, Александр Савельевич
Попов, Евгений Игоревич
Копырин, Владимир Анатольевич
Хамитов, Рустам Нуриманович
Ковалев, Владимир Захарович
Филипас, Александр Александрович
Щипков, Александр Андреевич
Кулеш, Юлия Олеговна
Попов, Семен Семенович
Боловин, Евгений Владимирович
Беляускене, Евгения Александровна
Архипова, Ольга Владимировна
Хусаинов, Эмиль Ильшатович
Ключевые слова: установки центробежных электронасосов; наблюдатель полного порядка; бездатчиковые системы электропривода; динамическая система «кабельная линия - синхронный двигатель с постоянными магнитами»; идентификация переменных состояния динамических систем; прерывистые режимы эксплуатации нефтяных скважин; centrifugal electric pump installations; full-order observer; sensorless electric drive systems; dynamic system «cable line - permanent magnet synchronous motor»; identification of state variables of dynamic systems; intermittent modes of operation of oil wells
Дата публикации: 2025
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Разработка и исследование наблюдателя полного порядка динамической системы «кабельная линия - синхронный двигатель с постоянными магнитами» в дискретном времени / А. С. Глазырин, Е. И. Попов, В. А. Копырин [и др.] // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2025. — Т. 336, № 11. — С. 226-241.
Аннотация: Актуальность. В настоящее время возрастает доля установок центробежных электронасосов, эксплуатирующихся в прерывистых режимах, что позволяет повысить добычу нефти для мало- и среднедебитных скважин. Это достигается путем перевода скважины на двухпозиционные режимы управления с отдельными циклами откачки и накопления жидкости. Однако в этом случае существенно сокращается время разгона погружного электродвигателя, которое может достигать нескольких минут. Такой подход ведет к сокращению наработки на отказ как электродвигателей, так и компонентов погружной части установки вследствие повышения амплитуды вибраций и крутильных колебаний в сравнении с квазистационарными процессами в случае непрерывной эксплуатации скважины. Достичь снижения влияния пусковых токов и моментов, приводящих к избыточному усталостному износу элементов погружной части установки, можно путем применения замкнутых бездатчиковых систем управления электроприводов погружных электродвигателей. Это обуславливает актуальность разработки методов идентификации неизмеряемых переменных состояния погружных электродвигателей, таких как вектор потокосцепления и угловая скорость ротора, на основе наблюдателей состояния полного порядка. Цель. Разработка и исследование наблюдателя полного порядка угловой скорости и момента сопротивления на валу для динамической системы «кабельная линия - синхронный двигатель с постоянными магнитами» на основе явных математических моделей в дискретном времени для реализации замкнутых бездатчиковых систем управления электроприводом установок центробежных электронасосов. Методы. Методы системного анализа и структурно-параметрического синтеза динамических систем, методы идентификации неизмеряемых переменных состояния динамических систем на основе наблюдателей состояния, методы численного математического моделирования динамических систем, описываемых системами жестких дифференциальных уравнений, и методы решения систем нелинейных алгебраических уравнений. Результаты. Разработана настраиваемая математическая модель наблюдателя полного порядка угловой скорости ротора и момента сопротивления на валу для динамической системы «кабельная линия - синхронный двигатель с постоянными магнитами». Исследована работоспособность наблюдателя при отработке типовых режимов и при отклонении параметров его настраиваемой модели от эталонных. Для всех режимов относительная ошибки оценивания угловой скорости ротора и момента сопротивления на валу составили менее 1,5 и 1 % соответственно
Relevance. Currently, the share of centrifugal electric pumps operating in intermittent modes is increasing, allowing for increased oil production from low- and medium-flow wells. This is achieved by switching the well to two-position control modes with separate pumping and fluid accumulation cycles. However, this significantly reduces the time it takes to bring the well up to operating mode, which can reach several minutes. This approach reduces the mean time between failures of submersible electric motors and components of the submersible section of the unit due to increased vibration amplitude and torsional oscillations compared to quasi-stationary processes during continuous well operation. The impact of starting currents and torques, which lead to excessive fatigue wear of the submersible section components, can be reduced by using closed-loop sensorless control systems for submersible electric motor drives. This necessitates the development of methods for identifying unmeasured state variables of submersible electric motors, such as the flux vector and rotor angular velocity, using full-order state observers. Aim. Development and research of a rotor speed and load torque full-order observer for the dynamic system «cable line - permanent magnet synchronous motor» based on explicit mathematical models in discrete time for the implementation of closed-loop sensorless control systems for the electric drive of centrifugal electric pump units. Methods. The work used methods of system analysis and structural-parametric synthesis of dynamic systems, methods of identifying unmeasured state variables of dynamic systems based on state observers, methods of numerical mathematical modeling of dynamic systems described by systems of stiff differential equations, and methods of solving systems of nonlinear algebraic equations. Results. The authors have developed the adaptive mathematical model of a rotor speed and load torque full-order observer for the dynamic system «cable line - permanent magnet synchronous motor». The observer performance was studied under typical operating conditions and when the parameters of its customizable model deviated from the reference values. For all operating conditions, the relative errors in estimating the rotor angular velocity and shaft drag torque were less than 1.5 and 1%, respectively
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/133618
ISSN: 2413-1830
Располагается в коллекциях:Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
bulletin_tpu-2025-v336-i11-20.pdf1,48 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons