Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/84357
Название: Роль Российской Федерации в формировании единого научно‐образовательного пространства Евразийского экономического союза
Другие названия: The role of the Russian Federation in the formation of a single scientific and educational space of the Eurasian Economic Union
Авторы: Лебедева, Тамара Васильевна
Ключевые слова: формирование единого научно‐образовательного пространства; государства - участники ЕАЭС; Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК); российская система высшего образования; образовательная миграция; formation of a unified scientific and educational space; member states of the EAEU; Eurasian Economic Commission (EEC); Russian system of higher education; educational migration
Дата публикации: 2024
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Лебедева, Т. В. Роль Российской Федерации в формировании единого научно‐образовательного пространства Евразийского экономического союза / Т. В. Лебедева // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2024. — Т. 52, № 4. — С. 36-49.
Аннотация: В современных геополитических условиях, когда Российская Федерация вынуждена существовать в режиме западных санкций, всё большее внимание во внешней политике уделяется налаживанию взаимодействия с дружественными странами, в первую очередь с государствами‐членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Одним из важнейших направлений гуманитарного сотрудничества в рамках ЕАЭС является формирование единого научно‐образовательного пространства. Статья посвящена выявлению роли Российской Федерации в инициации и развитии данного основополагающего процесса, поскольку только наличие кадров высокой квалификации может обеспечить высокий экономический рост каждого государства − члена интеграционного объединения в отдельности и экономического союза в целом. Выработка основных принципов взаимодействия на евразийском научно‐ образовательном пространстве происходит «малыми шагами» на протяжении почти 10 лет. В научном обзоре, представленном в статье, содержится описание современных инициатив и практических шагов, предпринятых в целях формирования единой научной и образовательной среды в ЕАЭС. Отмечается, что Российская Федерация, которая председательствовала в ЕАЭС в 2023 г., выступила с целым рядом инициатив по активизации сотрудничества образовательных систем на евразийском пространстве. На основе проведённых исследований с использованием статистических, графических и других методов выделено 11 причин, препятствующих интенсификации этого процесса. Особое внимание обращено на различия в особенностях функционирования систем высшего образования государств − членов ЕАЭС, на следование некоторых из них принципам Болонской системы. Беспокойство вызывает низкий уровень академической мобильности студентов и преподавателей между вузами евразийского пространства, а также сокращение в последние годы объёмов образовательной миграции между государствами − членами ЕАЭС. Поэтому Российская Федерация с самой мощной системой подготовки кадров на территории интеграционного объединения должна и в дальнейшем выступать с инициативами, которые будут способствовать скорейшему формированию единого научно‐образовательного пространства ЕАЭС
In the current geopolitical conditions, when the Russian Federation is forced to exist under Western sanctions, more and more attention in foreign policy is paid to establishing cooperation with friendly countries, primarily with the member states of the Eurasian Economic Union (EAEU). One of the most important areas of humanitarian cooperation within the EAEU is the formation of a single scientific and educational space. The article is devoted to identifying the role of the Russian Federation in the initiation and development of this fundamental process, since only the availability of highly qualified personnel can ensure high economic growth of each member state of the integration association individually and the economic union as a whole. The development of the basic principles of interaction in the Eurasian scientific and educational space has been taking place "in small steps" for almost 10 years. The scientific review presented in the article contains an analysis of modern initiatives and practical steps taken to form a single scientific and educational environment in the EAEU. It is noted that the Russian Federation, which chaired the EAEU in 2023, put forward a number of initiatives to intensify cooperation between educational systems in the Eurasian space. Based on the research conducted using statistical, graphical and other methods, the article identifies 11 reasons that hinder the intensification of this process. Particular attention is paid to the differences in the features of the functioning of the higher education systems of the EAEU member states, and to the adherence of some of them to the principles of the Bologna system. The low level of academic mobility of students and teachers between universities in the Eurasian space, as well as the reduction in the volume of educational migration between the EAEU member states in recent years, are of concern. Therefore, the Russian Federation, with the most powerful system of personnel training in the EAEU, should continue to put forward initiatives that will contribute to the earliest possible formation of a single scientific and educational space
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/84357
ISSN: 2658-4956
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
jwt-1307.pdf459,23 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Лицензия на ресурс: Лицензия Creative Commons Creative Commons