Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/16806
Название: Генезис либерализма и прагматизма в современном образовании
Авторы: Панькова, Наталья Михайловна
Погукаева, Наталия Вячеславовна
Гиниятова, Елена Владимировна
Ключевые слова: университеты; образовательные тенденции; информационное общество; научное знание; современное образование
Дата публикации: 2015
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Панькова Н. М. Генезис либерализма и прагматизма в современном образовании / Н. М. Панькова, Н. В. Погукаева, Е. В. Гиниятова // Вестник науки Сибири. — 2015. — № 4 (19). — [С. 130-137].
Аннотация: В статье представлен анализ возможности комплементарного сочетания двух базовых образовательных стратегий в системе высшего образования. Актуальность исследования обусловлена коренными изменениями, происходящими в мировом образовательном пространстве. В современном обществе ключевую роль играет уже не знание как абсолютная истина, которым с необходимостью должен овладеть человек в процессе обучения, а, скорее, информация, в которой нам необходимо научиться ориентироваться. Это, в свою очередь, приводит к изменениям в понимании задачи образования. В частности, становится необходимым сделать акцент не только на раз- витии профессиональных, компетентностных, но и социокультурных навыков студентов. На данный момент достаточно сложно выделить в образовательном процессе какую- либо ключевую, системообразующую и оригинальную идею, которая была бы понята и принята как в современной Европе, так и в России. Цель работы: проанализировать генезис и специфику либерального и прагматического подходов в современных образовательных системах, выявить общее и отличное, а также показать возможность и перспективы их гармоничного сочетания в современном университете. Методы исследования: основу работы составляет междисциплинарный метод, который формируется посредством синтеза методологических принципов: философского анализа, социологических методов, принципа историзма. Результаты: обосновано, что одним из важнейших условий продуктивного развития современного университета является сочетание либеральной и прагматической стратегий образовательного процесса. Первая связана с социокультурной миссией университета, последняя - с потребностями современного общества. The paper shows the analysis of the possibilities of complemental unity of two basic educational strategies in higher education system. We argue that leading modern universities are educational and training ones. The global changes in higher education have happened. In the modern society, knowledge plays a key role but not as the absolute truth, which people must obtain in the learning process, rather the information that we need to learn to navigate. This leads to the change in the understanding of the problem of education. In today's world the emphasis should be put not only on the development of professional competency, but also on socio-cultural skills of students. At the moment, it is quite difficult to point out a key, system and original idea in the educational process that would be understood and accepted both in modern Europe and Russia. The main aim of the study is to reveal the specifics of liberal and pragmatic approaches in the modern education systems, to identify something common and different, as well as to demonstrate the possibility of their harmonious combination at a modern university. Methods. The authors have applied interdisciplinary principle, which is formed by the synthesis of the methodological principles: philosophical analysis, sociological methods, principle of historicism. Results. The authors acknowledged that there are several trends in higher education today: multilevel system; modern information technologies; distant educational system and development; university complexes; new educational standards; new educational technologies and management structures, etc. We at the same time argue that there are at least two systems (tendencies) in the theory of university development: liberal and pragmatic. The former is connected with educational university's mission; the later is related with the needs of the modern society.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/16806
ISSN: 2226-0064
Располагается в коллекциях:Вестник науки Сибири

Файлы этого ресурса:
Файл РазмерФормат 
969.pdf694,03 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.