Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/37568
Title: Теоретические и методологические основания формирования образа инженера новой генерации в современных зарубежных и отечественных исследованиях
Other Titles: Theoretical and methodological bases of formation of a new generation of images of engineering in modern foreign and domestic research
Authors: Макиенко, Марина Алексеевна
Чмыхало, Александр Юрьевич
Ардашкин, Игорь Борисович
Keywords: современное образование; социальная ответственность; коммуникативные навыки; социальная активность; прогнозирование
Issue Date: 2016
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Макиенко М. А. Теоретические и методологические основания формирования образа инженера новой генерации в современных зарубежных и отечественных исследованиях / М. А. Макиенко, А. Ю. Чмыхало, И. Б. Ардашкин // Вестник науки Сибири. — 2016. — № 4 (23). — [С. 54-64].
Abstract: Актуальность исследования определяется кризисом современной российской экономики, на преодоление которого направлены мероприятия по трансформации системы образования. В первую очередь изменения коснулись системы инженерного образования, которая направлена на подготовку кадров для промышленности России. Анализ мероприятий в системе инженерного образования позволяет сделать вывод о стремлении копировать модель инженерного образования, сформированную в ведущих экономических странах. Цель работы: сформулировать подход к формированию образа инженера новой генерации, в рамках которого будет учтено основное требование к инженеру - способность формировать будущее. Методы исследования: использован диалектический метод для разностороннего изучения образа инженера, сформированного в различные периоды российской и зарубежной истории. Диалектический метод конкретизирован сравнительно- историческим анализом различных концепций инженерного образования. Результаты исследования: сформулированы источники несоответствия современного инженерного образования в России требованиям среды. Анализ зарубежных практик инженерного образования позволил сформулировать теоретические и методологические основания для формирования инженера новой генерации: наличие креативного класса в экономике, обязательная фундаментальная подготовка инженера, мультидисциплинарность. Сделан вывод о недостаточности современной российской модели инженерного образования по причине ее ориентированности на настоящие потребности экономики, в то время как инженерное образование должно быть ориентировано на формирование будущих потребностей общества. В качестве направления решения указанной проблемы предложен философский подход к формированию образа инженера будущего.
The relevance of the research is determined by the crisis in modern Russian economy. Nowadays great efforts are directed to transformation of education system in order to overcome the crisis. Primarily the changes and transformations appeared in the system of engineering education, which is aimed at staff training for Russian industries. With the analysis of efforts and measures initiated in the system of engineering education it is possible to make a conclusion about a trend to reproduce the model of engineering education developed in leading countries with the advanced economies. The aim of the research is to develop an approach to formation of image of a new generation engineer. The approach will be developed with regard to the main requirement to an engineer - the ability to form the future. The methods of the research. The dialectical method was used to investigate the image of an engineer formed in different periods of national and international history. The dialectical method is specified by comparative historical analysis of various concepts of engineering education. The results. The sources of non-compliance of modern Russian engineering education to the current environment were stated. The analysis of international experience made it possible to formulate theoretical and methodological foundations for formation of an engineer of new generation: creative class in economy, obligatory fundamental training of an engineer, multidisciplinarity. The authors made the conclusion on the insufficiency of modern Russian model of engineering education as it is oriented to real needs of economy, while the required engineering education should be oriented to formation of future social needs. The philosophical approach to formation of new engineer image is proposed as a possible decision of the indicated problem.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/37568
ISSN: 2226-0064
Appears in Collections:Векторы благополучия: экономика и социум

Files in This Item:
File SizeFormat 
sjs-1007.pdf889,73 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.