Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/5081
Название: Системная инженерия и её внедрение в образовательные программы томского политехнического университета
Другие названия: Systems engineering and its application to educational programs of the Tomsk Polytechnic University
Авторы: Чубик, Петр Савельевич
Марков, Николай Григорьевич
Мирошниченко, Евгений Александрович
Петровская, Татьяна Семёновна
Ключевые слова: системная инженерия; сложные системы; разработка; инженерные программы; образовательные программы; процессный подход; архитектурное проектирование; systems engineering; development of complex systems; engineering educational programs; process approach; architectural design
Дата публикации: 2013
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Системная инженерия и её внедрение в образовательные программы томского политехнического университета / П. С. Чубик [и др.] // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. — 2013. — Т. 323, № 5 : Управление, вычислительная техника и информатика. — [С. 176-181].
Аннотация: Актуальность работы обусловлена необходимостью развития российского инженерного образования в области системной инженерии, вызванной потребностью промышленности в специалистах по созданию сложных гетерогенных систем. Цель работы: определить задачи развития инженерного образования в области системной инженерии в России в целом и в Томском политехническом университете в частности и выработать предложения по их решению. Методы исследования: анализ средств массовой информации, анализ литературы, анализ образовательных программ, системный анализ. Результаты: выполнено краткое введение в проблемы, принципы и методы системной инженерии; проанализировано состояние образования в этой области в России и за рубежом; рассмотрены инициативы и первый опыт Томского политехнического университета в области модернизации образовательных программ университета в соответствии с принципами системной инженерии. Выводы: состояние дел по образованию в области системной инженерии в России можно оценить как катастрофическое. Российские вузы совместно с промышленностью должны предпринять ряд эффективных шагов по внедрению мирового опыта в области обучения и применения системной инженерии. Внедрение должно происходить поэтапно и непрерывно, на основе формирования типовых программ и дисциплин, с учётом специфики образовательных профилей. Элементы системной инженерии целесообразно и необходимо вводить в подготовку бакалавров. Элементы прикладного системного анализа могут быть встроены в виде модулей в существующие дисциплины младших курсов.
The urgency of the work is caused by the need to develop Russian engineering education in the field of systems engineering caused by industry demand for specialists in developing complex heterogeneous systems. Study objective is to determine tasks of engineering education development in the field of systems engineering in Russia as a whole and at the Tomsk Polytechnic University in particular, and to develop proposals to solve them. Study methods: analysis of mass media, literature review, analysis of educational programs, systems analysis. Results: The authors have carried out a brief introduction into the issues, principles and methods of systems engineering. The state of education in this field in Russia and abroad was analyzed. The initiatives and the first experience of the Tomsk Polytechnic University in modernization of educational programs in accordance with the principles of systems engineering were considered. Conclusions: The state of education in the field of systems engineering in Russia can be considered as catastrophic. Russian universities and industry have to take a number of effective steps for implementing the world experience in the field of learning and application of systems engineering. Implementation should be gradual and continuous based on the creation of sample programs and courses, subject to specificity of educational profiles. It is appropriate and necessary to introduce systems engineering elements into bachelors training. Fundamentals of the applied system analysis can be integrated into existing courses of the first years as modules.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/5081
ISSN: 1684-8519
Располагается в коллекциях:Известия ТПУ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
bulletin_tpu-2013-323-5-29.pdf80,09 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.