Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/51022
Title: Региональная инженерная оценка рельефа района прохождения проектируемого газопровода в Саратовской области
Other Titles: Regional engineering assessment of the relief of the projected gas pipeline area passage in Saratov Region
Authors: Черноморец, Лев Сергеевич
Chernomorets, Lev Sergeevich
Keywords: инженерно-геоморфологическая оценка; критерии оценки рельефа; газотранспортные системы; строительство газопроводов; рельеф Саратовской области; рельефообразование; газотранспортные системы; трубопроводы; Саратовская область; морфометрические исследования; морфологические исследования; смешанные системы; картографические методы; ландшафтное картографирование; морфометрические методы; статистические методы; радарные снимки; дешифрирование; engineering and geomorphological assessment; relief estimation criteria; gas transportation system; gas pipeline construction; relief of Saratov region
Issue Date: 2018
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Черноморец Л. С. Региональная инженерная оценка рельефа района прохождения проектируемого газопровода в Саратовской области / Л. С. Черноморец // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2018. — Т. 329, № 9. — [С. 153-163].
Abstract: Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью отношений между рельефообразованием и строительством газотранспортных систем. Решение научно-прикладных задач инженерной деятельности, таких как выбор оптимальной трассы для трубопроводов, проектирование мероприятий по инженерной защите сооружений и рекультивации земель, планирование мониторинга участков газотранспортных систем, требует оценки инженерно-геоморфологических условий. Данное исследование представляет собой опыт выполнения такой оценки на региональном уровне. Целью работы является выполнение региональной инженерно-геоморфологической оценки района прохождения газотранспортных систем (на примере участка проектируемого газопровода в Саратовской области). Оценивание проводилось по морфометрическим, морфолитологическим, морфодинамическим и смешанным критериям, применимым на региональном масштабном уровне. Основные методы: картографический метод, сравнительно-географический метод, полевое геоморфологическое и ландшафтное картографирование, морфометрический и статистический анализ, морфолитогенетический анализ, геоинформационный анализ (с использованием материалов радарной съемки рельефа SRTM), дешифрирование космических снимков. Графические и расчетные построения выполнялись с помощью программ MS Office, ArcGIS, AutoCAD и Global Mapper. Результаты. Была проведена региональная инженерная оценка рельефа для участка размещения газотранспортных систем в Саратовской области. На объекте, выбранном для региональной оценки, наиболее сложные в инженерно-геоморфологическом отношении участки представлены на переходах долин рек. Склоны и днища долин, чередующиеся с междуречными пространствами, определяют дифференциацию трассы по морфолитологическим и морфодинамическим условиям. Северная часть территории прохождения трассы более благоприятна с точки зрения расчлененности рельефа. В то же время на юге (в Лысогорском районе) имеется более развитая транспортная инфраструктура.
The relevance of the research is caused by the lack of study of relations between relief and construction of gas transportation systems. The decision of scientific and applied engineering problems, such as choice of optimal route for pipelines, design of measures for engineering protection of facilities and land reclamation, planning of monitoring areas of gas transportation systems, requires an assessment of engineering and geomorphological conditions. This study represents regional-scaled experience of such an assessment. The aim of this work is the regional engineering geomorphological assessment of the area of gas transportation systems passage (for example, the site of the proposed gas pipeline in the Saratov region). The assessment was carried out by morphometric, morpholithologic, morphodynamic and complex criteria applicable at the regional scale level. Methods: cartographic method, comparative-geographical method, field geomorphological and landscape mapping, morphometric and statistical analysis, morpholithogenesis analysis, GIS analysis (using radar digital topographic database SRTM), interpretation of space images. Graphics and design build was performed by using MS Office, ArcGIS, AutoCAD and Global Mapper. Results. The author has carried out regional engineering assessment of the relief for the route of gas transportation systems in Saratov region. At the site selected for regional assessment, the most difficult geomorphological areas are presented at the crossings of river valleys. The slopes and bottoms of the valleys, alternating with the watershed areas, determine the route differentiation by morpholithological and morphodynamic conditions. The Northern part of the territory is more favorable in terms of the terrain dissection along the route. At the same time, in the South (in the Lysogorsky district) there is more developed transport infrastructure.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/51022
ISSN: 2413-1830
Appears in Collections:Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
bulletin_tpu-2018-v329-i9-15.pdf3,19 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.