Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52463
Название: Социальные факторы дифференциации потребления медицинской помощи: объективизм vs субъективизм
Другие названия: Social differentiation factors of medical care consumption: objectivism vs subjectivism
Авторы: Вялых, Никита Андреевич
Ключевые слова: социальная дифференциация; потребление медицинской помощи; доступность медицинской помощи; российское здравоохранение; объективизм; субъективизм; социологический конструктивизм; social differentiation; medical care consumption; medical care accessibility; Russian healthcare; objectivism; subjectivism; sociological constructivism
Дата публикации: 2018
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Вялых Н. А. Социальные факторы дифференциации потребления медицинской помощи: объективизм vs субъективизм / Н. А. Вялых // Вестник науки Сибири. — 2018. — № 4 (31). — [С. 158-170].
Аннотация: Рассматриваются особенности феномена потребления медицинской помощи в социологическом дискурсе. Актуальность статьи заключается в необходимости построения теоретикометодологических основ социологического изучения факторов дифференциации потребления медицинской помощи в контексте трансформации института здравоохранения в современной России. Целью статьи является создание интегративного теоретического подхода к комплексной оценке факторов формирования и воспроизводства социального неравенства в здравоохранении. Новизна работы заключается в применении методологии социологического конструктивизма к исследованию потребительского поведения в сфере здравоохранения. Аргументирована возможность интеграции объективистской и субъективистской традиций для лучшего социологического понимания факторов неравенства в здравоохранении. Концепт потребления медицинской помощи рассматривается как динамическое взаимодействие различных переменных, взаимодействие субъектов системы медицинского обеспечения в меняющемся социальном контексте. Особое внимание уделяется анализу поведенческих и структурных измерений доступности медицинской помощи. Ограничение современных концепций дифференциации в здравоохранении связано с редукцией социального неравенства к объективным географическим и экономическим факторам, хотя речь скорее должна идти о пересечении внешних и внутренних барьеров неравенства. С учетом этой тенденции социальное неравенство потребителей рассматривается не только как результат влияния социальной ситуации или индивидуальных особенностей, социальных ценностей, отношений и культурной предрасположенности. Социальная дифференциация потребления медицинской помощи исследуется в первую очередь как результат интерпретации людьми социальной ситуации проблем со здоровьем и «приписывание» этой ситуации соответствующих ценностей и смыслов в социокультурном контексте системы здравоохранения.
The article deals with the specific features of medical care consumption phenomenon in the sociological discourse. The topicality of the article is the necessity to construct theoretical and methodological bases to sociological study of differentiation factors of medical care consumption in the context of healthcare institute transformation in Russia today. The aim of the paper is to create integrative theoretical approach to complex assess of the factors of formation and reproduction of social inequality in health care. The novelty of this endeavor consists in application of sociological constructivism methodology to consumer behavior study in health sphere. It is argued the possibility of integrating the objectivist and subjectivist traditions for better sociological understanding of inequality factors in healthcare. The concept of medical care consumption is analyzed as dynamic interaction of different variables, the interaction of actors in the medical system in a changing social context. Special attention is given to the analysis of behavioral and structural dimensions of medical care accessibility. The limitation of the modern concepts of differentiation in healthcare is related to reduction of social inequality to objective geographical and economic factors, although it should rather be about the intersection of external and internal barriers of inequality. In line with this trend, the social inequality of consumers is not regarded as the result of influence of a social situation or individual traits, social values, attitudes and cultural predispositions. The social differentiation of medical care consumption is seen primarily as a result of people's interpretation of the social situation of health problems and «attributing» to it the values and meanings in a socio-cultural context of health care system.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52463
ISSN: 2226-0064
Располагается в коллекциях:Векторы благополучия: экономика и социум

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
sjs-1150.pdf1,16 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.