Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52475
Title: Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований
Other Titles: Social and psychological integration of students with disabilities into vocational training system: sociological studies
Authors: Мещерякова, Наталья Николаевна
Роготнева, Елена Николаевна
Keywords: студенты с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; экспертный опрос; нарративное интервью; социометрический эксперимент; социальная адаптация; психологическая адаптация; социометрические исследования; нарративность; ограниченные возможности; students with disabilities; inclusive education; expert survey; narrative interview; sociometric experiment; social and psychological integration
Issue Date: 2018
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Мещерякова Н. Н. Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований / Н. Н. Мещерякова, Е. Н. Роготнева // Вестник науки Сибири. — 2018. — № 4 (31). — [С. 25-43].
Abstract: На сегодняшний день более чем в половине образовательных организаций профессионального образования (57 %) созданы условия для обучения студентов-инвалидов, но среди обучающихся на соответствующих программах инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья менее 3 %.Результаты недавних исследований показали, что трудности адаптации к условиям профессионального образования обусловлены не только, или не столько, состоянием здоровья студентов.Это обстоятельство определило актуальность данного исследования и поставило перед нами рядвопросов, на которые мы попытаемся ответить в данной статье: Какие факторы влияют на выбор студентами-инвалидами образовательной траектории? Какие факторы способствуют ихакадемическому успеху? Как студенты с инвалидностью воспринимают себя в среде сверстников, икаков их уровень самооценки? В поисках ответов мы использовали комплекс методов: экспертныйопрос, вторичный анализ социологических исследований, нарративное интервью, анкетный опрос,социометрический эксперимент. Была проведена сравнительная оценка адаптации к условиям обучения в системе профессионального образования студентов с нормой развития и студентов сограниченными возможностями здоровья, а также выявлены личностные и средовые факторы,способствующие маргинализации людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческойсреде и осложняющие идентификацию студентов с ограниченными возможностями здоровья с социальным окружением здоровых сверстников.
Despite over half of universities and vocational schools (57 %) are ready to teach students with disabilities,less than 3 % of them are enrolled at educational professional programs. The recent studies have shown thatit is not only disability that determines students’ integration into educational setting. In this paper we try toanswer a number of topical questions: What factors influence educational paths of students with disabilities?What factors contribute to their academic success? How do students with disabilities perceive themselvesamong peers, and what is their self-esteem? To answer these questions we used a complex of methods: anexpert survey, secondary analysis of sociological research, narrative interview, questionnaire survey, andsociometric experiment. We compared students with normal development and students with disabilities onhow they integrate into the educational settings of universities and colleges. We also identified personal andenvironmental factors that contribute to the marginalization of people with disabilities in the student environment and complicate their identification with a social group of normally developed peer
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52475
ISSN: 2226-0064
Appears in Collections:Вестник науки Сибири

Files in This Item:
File SizeFormat 
sjs-1139.pdf939,75 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.