Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/53246
Title: Структурно-содержательные характеристики концепта молодежного экстремизма в семантическом пространстве Рунета. Часть II
Authors: Бочаров, Алексей Владимирович
Мещерякова, Эмма Ивановна
Орлова, Вера Вениаминовна
Keywords: молодежный экстремизм; конструкт-концепт; семантическое пространство; Интернет; дискурсивные практики; youth extremism; concept construct; semantic space; Internet; discursive practices
Issue Date: 2019
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Бочаров А. В. Структурно-содержательные характеристики концепта молодежного экстремизма в семантическом пространстве Рунета. Часть II / А. В. Бочаров, Э. И. Мещерякова, В. В. Орлова // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2019. — № 1 (32). — [С. 10-25].
Abstract: Статья посвящена проблематике психологии молодежного экстремизма в современном обществе и является продолжением авторской аналитики по этой проблеме. Объектом исследования выступает концепт молодежного экстремизма, предметом - его структурно-содержательные характеристики. Цель - определение и систематизация структурно-содержательных характеристик концепта молодежного экстремизма, отраженных на русскоязычных интернет-ресурсах, доступных для индексации поисковиками. Представляемая исследовательская модель характеризуется междисциплинарым подходом, заключающимся в продуктивной эклектике взаимопроникновения и взаимосогласования постулатов-априорий различных дисциплинарных моделей - общепсихологической теории субъектности и теории личности, культурологических и языковых моделей. Методика исследования заключается в частотно-тематическом анализе сопряженности термина «экстремизм» с результатами дискурсивных практик, представленными в Рунете. Представлены результаты проведенного анализа эмоционально-аксиологических смысловых концептов в контексте отображения молодежного экстремизма в информационном поле Рунета. В результате психолингвистического эксперимента по анализу дискурсивных практик молодежного экстремизма было выявлено 14 аксиологических (оценочных) оппозиций, раскрытых в виде смысловых концептов, которые позволяют отобразить культурно-идеологический фон интерпретаций экстремизма различными акторами. Через анализ дискурсивных практик опосредованно обнаружены тенденции, детерминанты и факторы формирования экстремистских установок молодежи. Результаты могут служить основой разработки социально-психологических и образовательных средств противодействия молодежному экстремизму в условиях прогресса информационно-компьютерных технологий.
The article is devoted to the problems of psychology of youth extremism in modern society. It is a continuation of the author's analysis on this issue. The object of the research is the concept of youth extremism, the subject is its structural and informative characteristics. The aim of the study is to identify and systematize the structural and informative characteristics of the concept of youth extremism, reflected in the Russianlanguage Internet resources available for indexing by search engines. The presented research model is characterized by an interdisciplinary approach consisting in productive eclecticism of interpenetration and mutual agreement of the a priori postulates of various disciplinary models - general psychological theory of subjectivity and the theory of personality, cultural and linguistic models. The research methodology consists in a frequency-thematic analysis of the conjugacy of the term «extremism» with the results of discursive practices presented in the Runet. The paper introduces the results of the analysis of emotional-axiological semantic concepts in the context of the display of youth extremism in the information field of the Runet. As a result of a psycholinguistic experiment analyzing the discursive practices of youth extremism, 14 axiological (evaluative) oppositions were revealed as semantic concepts in the informational field of Runet, which allow displaying the cultural and ideological background of interpretations of extremism by various actors. Through an analysis of discursive practices indirectly the authors have identified the trends, determinants and factors in formation of extremist attitudes of youth. The results can serve as the basis for development of socio-psychological and educational means of counteracting youth extremism in the conditions of progress of information and computer technologies.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/53246
ISSN: 2226-0064
Appears in Collections:Векторы благополучия: экономика и социум

Files in This Item:
File SizeFormat 
jwt-947.pdf471,11 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.