Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/5447
Название: Влияние высокомолекулярных эластомеров на турбулентное течение углеводородных жидкостей
Другие названия: Influence of high molecular elastomers on a turbulent flow of hydrocarbon liquids
Авторы: Манжай, Владимир Николаевич
Абдусалямов, Артем Вячеславович
Носикова, Юлия Рифкатовна
Ключевые слова: эластомеры; макромолекулы; полимеры; турбулентность; реология; вязкость; elastomer; macromolecule; polymer; turbulence; rheology; viscosity
Дата публикации: 2015
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Манжай В. Н. Влияние высокомолекулярных эластомеров на турбулентное течение углеводородных жидкостей / В. Н. Манжай, А. В. Абдусалямов, Ю. Р. Носикова // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. — 2015. — Т. 326, № 3. — [С. 19-24].
Аннотация: Для увеличения пропускной способности нефтепроводов и снижения энергетических затрат на перемещение единицы объема жидкости используют традиционные пути уменьшения вязкости: подогрев, разбавление маловязким растворителем и введение депрессорных присадок. Вышеперечисленные методы требуют больших энергетических и материальных затрат, и они эффективны только для ламинарного режима течения, при котором объемный расход обратно пропорционален вязкости. Но в подавляющем большинстве случаев при перекачке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам реализуется турбулентный режим течения, объемный расход при котором слабо зависит от вязкости. Поэтому в последнее время все чаще применяются энергосберегающие технологии трубопроводного транспорта с использованием противотурбулентных присадок. Дозирование в поток нефти очень малых доз полимерных добавок (несколько грамм на тонну) приводит к увеличению скорости её течения на 20-30 %. Актуальность работы обусловлена необходимостью снижения энергетических затрат на транспортировку нефти и нефтепродуктов (бензин, керосин и т. д.) по магистральным трубопроводам. Цель работы: оценить возможность применения натуральных и синтетических каучуков в качестве агентов снижения гидродинамического сопротивления на магистральных нефтепроводах. Методы исследования. Проведены исследования структуры макромолекул образцов натурального и синтетического каучука, а также бутадиенового и бутадиен-стирольного каучуков методами ИК-спектроскопии, вискозиметрии и гель-проникающей хроматографии. Турбореометрическим методом проведено исследование антитурбулентной эффективности данных образцов в различных растворителях. Результаты. Установлен наиболее эффективный эластомер, способный снижать гидравлическое сопротивление. Определена оптимальная концентрация эластомера, необходимая для достижения максимального эффекта Томса. Рассчитаны объемы макромолекулярных клубков в различных растворителях, показано влияние растворителей на их размер, а также на величину снижения гидродинамического сопротивления эластомеров. Рассчитаны молярные массы образцов различными методами.
To increase the capacity of pipelines and reduce energy costs for movement of fluid volume unit the traditional ways of reducing viscosity are used. They are heating, dilution and add of low-viscosity solvent depressants. The above techniques require high energy and material costs, and they are effective only for the laminar flow regime, in which the volumetric flow rate is inversely proportional to viscosity. However, in most cases when pumping oil and petroleum products by pipeline the turbulent flow mode is implemented. In this case the volumetric flow rate weakly depends on viscosity. Therefore, in recent years the energy-saving technologies of pipelines with application of anti-turbulent additives are widely used. Dosing very low portions of polymer additives (a few grams per ton) into oil flow increases its flow rate by 20-30 %. Relevance of the research is caused by the need to reduce energy costs for oil and petroleum products (gasoline, kerosene, etc.) transportation through pipelines. The main aim of the study is to evaluate the possibility of applying natural and synthetic rubbers as agents reducing hydrodynamic drag on the main oil pipelines. The methods used in the study. The authors have studied the structure of macromolecules samples of natural and synthetic rubber, and butadiene and styrene butadiene rubber by IR-spectroscopy, viscosity method and gel-permeation chromatography. Turboreometry method was used to investigate anti-turbulent effectiveness of the samples in a variety of solvents. The results. The authors determined the most effective elastomer capable of reducing flow resistance; defined optimum concentration of elastomer required for maximum Toms effect; calculated the volume of macromolecular coils in various solvents. The paper demonstrates the effect of solvents on their size and on amount of reduction of hydrodynamic resistance of elastomers. Molar mass of the samples were calculated by different methods.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/5447
ISSN: 1684-8519
Располагается в коллекциях:Известия ТПУ

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
bulletin_tpu-2015-326-3-03.pdf297,05 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.