Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/69443
Title: Потенциал развития практик потребления в старшем возрасте
Other Titles: Potential for development of consumption practices in older age
Authors: Рождественская, Елена Михайловна
Keywords: активное долголетие; потребление; ресурсный потенциал; экономика; старение; институциональная экономика; благополучие; социальные институты; active aging; consumption practices; resource potential; economics of aging; institutional economics; well-being; social institutes
Issue Date: 2021
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Рождественская, Е. М. Потенциал развития практик потребления в старшем возрасте / Е. М. Рождественская // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2021. — № 4 (43). — [С. 32-44].
Abstract: Актуальность. Работа обращает внимание на проблемы формирования практик потребления в старшем возрасте как быстрорастущего рыночного сегмента (темп прироста, по данным Всемирного банка, − 3 % в год). Цель − выявить тенденции изменения потребительского поведения в условиях социальных ограничений и определить доступность новых цифровых социальных сервисов для пожилых людей. Методы: в качестве эмпирической базы используются данные социологических опросов, проведенных в ноябре 2020 г. (N=60) и в марте-апреле 2021 г. (N=400; 55+) на территории Томской области. В результате установлено, что низкая потребительная способность влияет на формирование практик потребления. Выявлен институциональный разрыв высоких потребностей в социальных услугах и низкого спроса на созданные социальные сервисы. Выводы: практики потребления в старшем возрасте гетерогенны, значительное влияние оказывают дефицит финансовых ресурсов и ценностные установки помощи ближнему кругу, возникают стратегии экономии на самом необходимом. Субъективная оценка респондентов институтов социальной поддержки крайне низкая. Выявлено, что только в сфере социальной помощи создаются новые практики дистанционного взаимодействия на основе цифровизации сервисов социальных услуг. Практики дистанционного обращения за материальной или медицинской помощью не сформировались. Доверие к институту государственной поддержки крайне низкое, новые цифровые сервисы не оказывают существенного влияния на поддержание уровня и качества жизни в условиях социальных ограничений старшей возрастной группы.
Relevance. The work draws attention to the problems of the formation of consumption practices in old age as a fast-growing market segment (the growth rate according to the World Bank is 3 % per year). The aim is to identify trends in consumer behavior in conditions of social restrictions and to determine the availability of new digital social services for the elderly. Methods. The data from sociological surveys conducted in November 2020 (N=60) and in March-April 2021 (N=400, 55+) in the Tomsk region are used as an empirical base. As a result, we established that low consumption capacity affects the formation of consumption practices. The institutional gap has been revealed between high needs for social services and low demand for created social services. Conclusions. Consumption practices in older age are heterogeneous, a significant impact is exerted by a shortage of financial resources and values of helping the inner circle, strategies for saving on the most necessary are formed. The subjective assessment of respondents of social support institutions is extremely low. It is revealed that only in the field of social assistance new practices of remote interaction are being formed on the basis of digitalization of social services. The practice of remote treatment for material or medical care has not been identified. Trust in the institution of state support is extremely low, new digital services do not have a significant impact on maintaining the level and quality of life in conditions of social restrictions of the older age group.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/69443
ISSN: 2658-4956
Appears in Collections:Векторы благополучия: экономика и социум

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
jwt-1045.pdf1,04 MBAdobe PDFView/Open


This item is licensed under a Creative Commons License Creative Commons