Please use this identifier to cite or link to this item:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/81054
Title: | Анализ образовательной программы с применением инструмента «Дом качества» |
Other Titles: | Analysis of the educational program using the tool «Quality house» |
Authors: | Дегтярева, Наталия Алексеевна Григорьева, Татьяна Евгеньевна |
Keywords: | образовательная программа; характеристики образовательного процесса; оценка работодателей; структурирование функций качества; комплексный анализ; educational program; characteristics of educational process; assessment of employers; structuring quality functions; comprehensive analysis |
Issue Date: | 2023 |
Publisher: | Томский политехнический университет |
Citation: | Дегтярева, Н. А. Анализ образовательной программы с применением инструмента «Дом качества» / Наталия Алексеевна Дегтярева, Татьяна Евгеньевна Григорьева // Векторы благополучия: экономика и социум. — 2023. — № 3 (50). — С. 127-138. |
Abstract: | Актуальность. В современных условиях система высшего образования подвержена внешним вызовам со стороны государства, общества, реального сектора экономики регионов, рынка труда, что непосредственно влияет на изменения требований и условий к реализации образовательных программ в вузах. Одним из основных результатов образовательной программы является подготовка специалистов, обладающих профессиональными навыками и метакомпетенциями. С учетом требований рынка труда и обеспечения конкурентоспособности выпускников актуализируются вопросы качества реализации образовательных программ. Цель: анализ образовательной программы с применением инструмента структурирования функций качества. Методы: идеи философскоантропологической парадигмы; комплексный подход с элементами структурного, маркетингового, функционального, нормативного, ситуационного и программно-целевого; инструмент структурирования функций качества; экспертный опрос при выявлении требований и условий к функционированию образовательной программы. В результате разработан «Дом качества» образовательной программы и обозначены направления для улучшения ее реализации относительно учебного, методического, кадрового и материально-технического обеспечения. Инструмент структурирования функций качества позволил формализовать процедуру определения основных условий и требований к проектированию программы с учетом пожеланий работодателей для принятия управленческих решений по ее совершенствованию. Выводы: для обеспечения гибкости и открытости образовательной программы рекомендуется: модератору (руководителю) использовать инструменты анализа и концепции современного управления (структурирование функций качества, экспертные методы, идеи бережливого производства и т. п.); профессорско-преподавательскому составу совершенствовать свою профессиональную деятельность в области современных технологий и инструментов педагогического дизайна; актуализировать роль кураторов-тьюторов и ввести психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Relevance. In modern conditions, the higher education system is subject to external challenges from the state, society, the real sector of the regional economy, labor market, which directly affects changes in the requirements and conditions for the implementation of educational programs in universities. One of the main results of the educational program is training specialists with professional skills and meta-competencies. Taking into account the requirements of the labor market and ensuring the competitiveness of graduates, the issues of the quality of the implementation of educational programs are actualized. The purpose of the article is to analyze the educational program using the quality function structuring tool. Methods: ideas of a philosophical-anthropological paradigm; an integrated approach with elements of structural, marketing, functional, regulatory, situational and program-oriented ones; Quality Function Structuring Tool; expert survey in identifying the requirements and conditions for educational program functioning. The results. The «Quality House» of the educational program was developed and directions for improving its implementation were identified regarding educational, methodological, personnel and logistical support. The Quality Function Structuring Tool made it possible to formalize the procedure for determining the basic conditions and requirements for the design of the program, taking into account the wishes of employers for making management decisions to improve it. The conclusions. To ensure the flexibility and openness of educational program, it is recommended for a moderator (head) to use the tools of analysis and concepts of modern management: Quality Function Structuring, expert methods, ideas of lean production, etc.; for teaching staff to improve their professional activities in the field of modern technologies and tools of pedagogical design; to actualize the role of curators-tutors and introduce psychological support for all participants in the educational process. |
URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/81054 |
ISSN: | 2658-4956 |
Appears in Collections: | Векторы благополучия: экономика и социум |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
jwt-1626.pdf | 462,25 kB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License