Please use this identifier to cite or link to this item:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/83842
Title: | Влияние алюминиевой пудры на эффективность депарафинизации дизельного топлива центрифугированием |
Other Titles: | Aluminum powder impact on the efficiency of diesel fuel dewaxing by centrifugation |
Authors: | Яковлев, Николай Семенович Жданович, Михаил Францевич Агаев, Славик Гамид Савченков, Андрей Леонидович |
Keywords: | дизельные топлива; низкотемпературные свойства; депарафинизация; центрифугирование; алюминиевая пудра; diesel fuels; low-temperature properties; dewaxing; centrifugation; aluminum powder |
Issue Date: | 2024 |
Publisher: | Томский политехнический университет |
Citation: | Влияние алюминиевой пудры на эффективность депарафинизации дизельного топлива центрифугированием / Николай Семенович Яковлев, Михаил Францевич Жданович, Славик Гамид оглы Агаев [и др.] // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2024. — Т. 335, № 12. — С. 29-37. |
Abstract: | Актуальность. Улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив достигается с помощью различных методов депарафинизации и изомеризации, приводящих практически к полной потере н-алканов и, соответственно, к ухудшению детонационных свойств топлив. Представляет интерес частичная депарафинизация дизельных топлив, позволяющая сохранять большую часть н-алканов. Объекты. Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава, улучшение низкотемпературных свойств которого проводится с помощью его частичной депарафинизации методом центрифугирования с добавлением к топливу алюминиевой пудры. Методика. Депарафинизацию исходного дизельного топлива проводили на рефрижераторной центрифуге SL/8R Centrifuge, обеспечивающей скорость вращения ротора до 9500 об/мин в интервале температур от 40 до минус 10°C. При низких температурах относительно высокоплавкие компоненты парафина выделялись в виде осадка в пробирках ротора. Эффективность депарафинизации исходного дизельного топлива оценивали по выходу депарафинированного дизельного топлива и по показателям его качества - температуре помутнения, показателю преломления, предельной температуре фильтруемости и температуре застывания. Методом газожидкостной хроматографии определяли распределение н-алканов в продуктах депарафинизации относительно исходного топлива. Цель. Целью работы является повышение эффективности процесса депарафинизации дизельного топлива центрифугированием с добавлением в сырье алюминиевой пудры в качестве утяжелителя парафина. Результаты и выводы. Определены оптимальные параметры депарафинизации дизельного топлива, обеспечивающие получение летнего дизельного топлива марки «С» соответствующего EN 590. Максимальный выход депарафинированного дизельного топлива при оптимальных параметрах процесса достигает 78,6 мас. %. Депарафинированное дизельное топливо имеет температуру помутнения минус 5°С, его предельная температура фильтруемости минус 6°С и температура застывания минус 15°С Relevance. The improvement of the low-temperature properties of diesel fuels is achieved using various methods of dewaxing and isomerization, leading to almost complete loss of n-alkanes and, accordingly, to deterioration in the detonation properties of fuels. Partial dewaxing of diesel fuels is of interest. It allows the preservation of most of the n-alkanes. Objects. Diesel fuel of a weighted fractional composition, the improvement of low-temperature properties of which is carried out by means of its partial dewaxing by centrifugation with the addition of aluminum powder to the fuel. Methods. Initial diesel fuel dewaxing was carried out on a refrigerated centrifuge SL/8R Centrifuge, which provides a rotor rotation speed of up to 9500 rpm in the temperature range from 40 to minus 10°C. At low temperatures, relatively high-melting paraffin components were released as a precipitate in the rotor tubes. The efficiency of the initial diesel fuel dewaxing was evaluated by the dewaxed diesel fuel yield and by its quality indicators - turbidity temperature, refractive index, filterability limit temperature and solidification temperature. The distribution of n-alkanes in the dewaxing products relative to the starting fuel was determined by gas-liquid chromatography. Aim. To increase the efficiency of the diesel fuel dewaxing by centrifugation with the addition of aluminum powder to the raw material as a paraffin weighting agent. Results and conclusions. The authors have determined the optimal parameters of diesel dewaxing to ensure the production of summer diesel fuel of the "C" brand corresponding to EN 590. The maximum yield of dewaxed diesel fuel at optimal process parameters reaches 78.6 wt %. Dewaxed diesel fuel has a turbidity temperature of minus 5°C, its maximum filterability temperature is minus 6°C and the solidification temperature is minus 15°C |
URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/83842 |
ISSN: | 2413-1830 |
Appears in Collections: | Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов |
Files in This Item:
File | Size | Format | |
---|---|---|---|
bulletin_tpu-2024-v335-i12-03.pdf | 1,02 MB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License