Please use this identifier to cite or link to this item:
http://earchive.tpu.ru/handle/11683/132381
Title: | Универсальная система критериев выбора автосамосвалов для глубоких карьеров |
Other Titles: | Universal system of criteria for selecting deep open pit dump trucks |
Authors: | Бурмистров, Константин Владимирович Осинцев, Никита Анатольевич Рахмангулов, Александр Нельевич Багдасарян, Маргар Аветикович |
Keywords: | карьер; модель автосамосвала; многокритериальные методы; система критериев; выбор; open pit; dump truck model; multi-criteria methods; criteria system; selection |
Issue Date: | 2025 |
Publisher: | Томский политехнический университет |
Citation: | Универсальная система критериев выбора автосамосвалов для глубоких карьеров / Константин Владимирович Бурмистров, Никита Анатольевич Осинцев, Александр Нельевич Рахмангулов, Маргар Аветикович Багдасарян // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2025. — Т. 336, № 7. — С. 29-44. |
Abstract: | Актуальность. Устойчивое развитие и функционирование горнодобывающих предприятий как основных источников экономического роста во многих странах определяется балансом экономических, экологических и социальных целей, а также ресурсами, необходимыми для их достижения. Транспорт является наиболее многочисленным и затратным видом оборудования на глубоких карьерах. На его долю приходится до 70 % эксплуатационных расходов на добычу полезного ископаемого. Рабочие параметры транспортных средств должны соответствовать параметрам карьера и отвечать условиям его эксплуатации. Увеличение грузоподъёмности карьерных автосамосвалов, расширение модельного ряда у производителей карьерной техники, а также возрастающее количество производителей и поставщиков карьерных автосамосвалов привело к тому, что у горнодобывающих предприятий появилось большое количество возможных альтернатив компоновки транспортной системы карьеров. На выбор конкретной модели карьерных автосамосвалов оказывает влияние значительное количество факторов. Это предопределяет необходимость многофакторного подхода к решению задачи по выбору карьерных автосамосвалов. Ключевыми задачами в таких условиях являются обоснование системы критериев оценки данных факторов и выбор наиболее эффективных методов оценки, обеспечивающих точные и надёжные результаты. Цель: систематизация и определение значимости критериев выбора автосамосвалов для условий глубоких карьеров. Объекты: карьер, транспортная система. Методы: обзор научной литературы, системный анализ, многокритериальные методы принятия решений. Результаты. Разработана универсальная система критериев выбора модели автосамосвала для условий глубоких карьеров. Новизна предложенной системы заключается в комплексном учёте всех известных в настоящее время факторов и критериев выбора автосамосвала и разработке универсальной двухуровневой системы оценки, включающей четыре глобальных критерия (технический, технологический, экологический, экономикоорганизационный) и 32 подкритерия. Предложена методика определения значимости критериев с использованием многокритериального метода принятия решений «Лучший худший метод» (Best Worst Method). Разработана методика систематизации критериев выбора карьерных автосамосвалов с учётом целей и задач лиц, принимающих решения по выбору и эксплуатации автосамосвалов на различных уровнях управления горнодобывающим предприятием. Полученные ранги (весовые коэффициенты) критериев рекомендуется использовать руководителям горнодобывающих предприятий и специалистам проектных организаций для выбора моделей автосамосвалов в конкретных условиях эксплуатации Relevance. Sustainable development and operation of mining enterprises as major sources of economic growth in many countries is determined by the balance of economic, environmental and social objectives, as well as by the resources required to achieve them. Transportation is the most numerous and costly type of equipment in deep open pits. It accounts for up to 70% of the operating expenses of mineral extraction. Operating parameters of transportation means should correspond to the parameters of the open pit and meet the conditions of its operation. Many alternative variants of open pit transportation system layouts have appeared. This is due to the increase in carrying capacity of dump trucks, expansion of the model range of equipment manufacturers, as well as the increase in number of manufacturers and suppliers of dump trucks. The choice of a particular dump truck model is influenced by a significant number of factors. This predetermines the need for a multifactor approach to solving the problem of selecting dump trucks. The key tasks in such conditions are justifying the system of criteria for evaluation of relevant factors and selecting the most effective evaluation methods that provide accurate and reliable results. Aim. Systematization and determination of significance of dump truck selection criteria for deep pit conditions. Objects. Open pit, transportation system. Methods. Literature review, system analysis, multi-criteria decision making. Results. The authors have developed a universal system of criteria for selecting a dump truck model for deep open pits. The novelty of the proposed system lies in the complex consideration of all relevant factors known to date and criteria of dump truck selection and the development of a universal two-level evaluation system, including four global criteria (technical, technological, environmental, economic and organizational) and 32 sub-criteria. The authors proposed a methodology for determining the significance of criteria using the multi-criteria decision-making method Best Worst Method. They developed a methodology of criteria systematization for selection of dump trucks that considers the goals and objectives of decision makers on selection and operation of dump trucks at different levels of management of mining enterprises. The obtained ranks (weight coefficients) of criteria are recommended to be used by managers of mining enterprises and specialists of design organizations for dump truck model selection in specific operating conditions |
URI: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/132381 |
ISSN: | 2413-1830 |
Appears in Collections: | Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов |
Files in This Item:
File | Size | Format | |
---|---|---|---|
bulletin_tpu-2025-v336-i7-03.pdf | 1,55 MB | Adobe PDF | View/Open |
This item is licensed under a Creative Commons License