Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/47152
Title: Социокультурные аспекты трансфера мифологических конструктов: Иван Грозный и формирование имперской модели самодержавия
Other Titles: Socio-cultural aspects of mythological constructs transfer: Ivan the Terrible and formation of the imperial model of autocracy
Authors: Некита, Андрей Григорьевич
Keywords: самодержавие; бессознательное; архетипы; русская ментальность; сублимация; мать; отец; archetype; psychobiography; mentality; sublimation
Issue Date: 2018
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Некита А. Г. Социокультурные аспекты трансфера мифологических конструктов: Иван Грозный и формирование имперской модели самодержавия / А. Г. Некита // Вестник науки Сибири. — 2018. — № 1 (28). — [С. 12-24].
Abstract: Актуальность исследования предопределена рядом фактологических событий, происходящих в российском обществе (например, открытие в 2016 г. в г. Орле памятника Ивану Грозному) и свидетельствующих о запросе на переосмыслении роли ряда исторических фигур. В целом этого говорит о «подвижности» социальной памяти и напрямую влияет на формирование тенденций развития общества. Цель исследования связана с изучением психобиографий выдающихся представителей отечественной культуры, что создает возможности по-новому оценить исторические уроки их деятельности. К известным личностям нашей истории следует отнести Ивана Грозного, заложившего основы имперского, самодержавного типа правления, что предопределило вектор развития российской власти на столетия вперед. Психоисторические и психоаналитические методы изучения взаимодействия человека с его индивидуальным и социальным прошлым, бытовым и официальным окружением позволили автору обозначить совокупность ведущих психоисторических факторов биографии Ивана Грозного как его персональный миф. В результате выявлена структура мифа, представленная: 1) комплексом наиболее значимых личностей, оказавших влияние на мировоззрение и поступки царя; 2) актуальными идеями, определившими содержание духовной жизни страны в XVI в.; 3) важнейшими историческими событиями с непосредственным участием царя. Ментальный каркас мифа Ивана Грозного образован внутренним архетипическим диалогом между Матерью (Еленой Глинской), Вечной Возлюбленной (Анастасией Захарьиной-Юрьевой) и Отцом (Иваном III). К ним примыкают мамка Аграфена Челяднина и князь Иван Телепнев-Оболенский. Деструктивные черты Отца формируются под влиянием Ивана Шуйского. Духовные черты образа Отца сформированы под влиянием митрополита Макария, Сильвестра и митрополита Филиппа II. Однако комплекс «предателей» существенно деформирует архетипический образ Отца и сублимируется царем в комплексе мессианизма. В этот автократический период жизни Ивана IV и формируется классическая имперская модель московского самодержавия.
The relevance of the study is predetermined by a number of factual events taking place in Russian society (for example, the opening of the monument to Ivan the Terrible in 2016 in Orel). It also testifies to the social request to rethink the role of a number of historical figures. It says «mobility» of social memory and has a direct impact on the trends in the development of society. The aim of the research is related to the study of psychobiographies of prominent representatives of national culture, that makes it possible to reevaluate the historical lessons of their activities. Ivan the Terrible is a well-known personality in Russian history. He laid the foundations of the Imperial, autocratic type of government, which predetermined the vector of development of Russian power for centuries to come. Psychohistorical and psychoanalytic methods of studying the interaction of a person with his individual and social past, household and official environment have allowed the author to designate set of the leading psychohistorical factors of the biography of Ivan the Terrible as his personal myth. Its structure is presented by: 1) a complex of the most significant personalities, which influence on the attitudes and actions of the tsar; 2) the current ideas determining the content of the spiritual life of the country in the XVI century; 3) major historical events with the direct participation of the tsar. Mental frame of the myth of Ivan the Terrible was formed by the inner archetypal dialogue between a Mother (Elena Glinskaya), Eternal Lover (Anastasia Zakharina-Yurieva) and Father (Ivan III). They are joined by nurse Agraphena Celadrin and Prince Ivan Telepnev-Obolensky.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/47152
ISSN: 2226-0064
Appears in Collections:Векторы благополучия: экономика и социум

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
sjs-1066.pdf894,26 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.