Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/49560
Название: О проблеме перегрева обмотки ротора асинхронных двигателей в пусковых режимах высокоинерционных электроприводов нефтегазовой и горной промышленности
Другие названия: Problem of induction motors rotor winding overheating in starting modes of high inertia electric drives of oil and mining industry
Авторы: Зюзев, Анатолий Михайлович
Метельков, Владимир Павлович
Zyuzev, Anatoliy Mikhailovich
Metelkov, Vladimir Pavlovich
Ключевые слова: насосные агрегаты; магистральные нефтепроводы; шахтные вентиляторы; асинхронные двигатели; обмотка ротора; термодинамические модели; тепловые схемы; сосредоточенные параметры; нефтегазовая промышленность; газовая промышленность; электроприводы асинхронные; аналитические методы; моделирование; термодинамическое моделирование; тиристорные преобразователи; преобразователи напряжения; преобразователи частоты; main oil pumping units; mine fans; induction motor; initial oil saturation; rotor winding; thermodynamic model; thermal lumped parameters circuit; thyristor voltage converter
Дата публикации: 2018
Издатель: Томский политехнический университет
Библиографическое описание: Зюзев А. М. О проблеме перегрева обмотки ротора асинхронных двигателей в пусковых режимах высокоинерционных электроприводов нефтегазовой и горной промышленности / А. М. Зюзев, В. П. Метельков // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2018. — Т. 329, № 7. — [С. 96-103].
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения надежности и снижения аварийности асинхронных электроприводов высокоинерционных механизмов нефтегазовой отрасли и горной промышленности, таких как насосы магистральных нефтепроводов, вентиляторные установки горнорудных предприятий и другие. При прямом пуске таких электроприводов, а также при пуске с использованием тиристорных преобразователей напряжения происходит значительный нагрев роторной обмотки, что приводит к негативным последствиям воздействия термомеханических эффектов с выходом электродвигателя из строя. Цель исследования: выявить закономерности, связывающие параметры асинхронных двигателей с уровнем нагрева обмотки ротора и режимами запуска, а также выявить возможности влияния на нагрев ротора времени запуска, определяемого уставкой ограничения тока статора при пуске с использованием тиристорного преобразователя напряжения. Объекты: электроприводы высокоинерционных механизмов нефтегазовой отрасли и горной промышленности с асинхронным двигателем, запускаемые при постоянной скорости вращения магнитного поля статора. Методы: аналитические методы, а также моделирование с использованием термодинамических моделей асинхронного двигателя на основе тепловых схем с сосредоточенными параметрами. Результаты. Аналитическим путем, а также с помощью компьютерного моделирования показано, что при увеличении габаритов электродвигателя (при прочих равных условиях) проблема перегрева роторной обмотки приобретает все большую актуальность. При увеличении числа полюсов двигателя (при одинаковой номинальной мощности, в случае, когда имеется возможность использовать передаточное число редуктора, соответствующее номинальной скорости двигателя и требуемой скорости механизма) нагрев роторной обмотки уменьшается. Также показано, что увеличением продолжительности пуска асинхронного двигателя за счет использования тиристорных преобразователей напряжения решить проблему перегрева обмотки ротора можно только при запуске на холостом ходу. В иных случаях увеличение продолжительности пуска либо не позволяет существенно снизить нагрев, либо ведет к увеличению нагрева. В этой ситуации использование тиристорных преобразователей напряжения имеет смысл только, если это предопределяется ограничениями, связанными с просадкой напряжения сети при пуске, а радикальным решением проблемы перегрева является использование преобразователя частоты.
The relevance of the research is caused by the need to increase the reliability and reduce the fault rate of asynchronous electric drives of high-inertia mechanisms of the oil and gas industry and the mining industry, such as main oil pipeline pumps, ventilator installations of mining enterprises and others. A cross-line starting of such electric drives, as well as when starting with the use of thyristor voltage converters, strong heating of the rotor winding takes place, which leads to negative consequences of thermomechanical effects with the electric motor failure. The main aim of the research is to reveal the regularities relating the parameters of induction motors and the start-up modes with the level of the rotor winding heating; to determine the possibility of influence of accelerating time defined by the stator current limit set point at start-up with a thyristor voltage converter on the rotor heating. Object of the research is an electric drive of high inertia mechanisms of the oil and gas industry and the mining industry with an induction motor, starting at a constant rotational speed of the stator magnetic field. Methods: analytical methods, as well as computer simulation using thermodynamic models of an induction motor based on thermal circuits with lumped parameters. Results. Analytically, and also with the help of computer simulation it is shown that when the dimensions of the electric motor increase (ceteris paribus), the problem of the rotor winding overheating becomes more and more urgent. If the number of motor poles is increased (at the same nominal power, in the case when it is possible to use the gear ratio of the gearbox corresponding to the rated motor speed and the required speed of the mechanism), the heating of the rotor winding decreases. It is also shown that by increasing the duration of starting an induction motor due to the use of a thyristor voltage converter, it is possible to solve the problem of the rotor win-ding overheating only when starting without load. In other cases, an increase in duration of the start-up either does not allow a signify-cant reduction in heating, or leads to an increase in heating. In this situation, the use of thyristor voltage converters makes sense if it is predetermined only by the limitations associated with the network voltage drop during start-up, and the only solution to the problem of overheating is the use of a frequency converter.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/49560
ISSN: 2413-1830
Располагается в коллекциях:Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
bulletin_tpu-2018-v329-i7-09.pdf357,63 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.