Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/70782
Title: Изучение проблемы потери устойчивости поперечного сечения магистральных газопроводов в защитных футлярах под автомобильными и железными дорогами в результате увеличения объема замерзающей воды в межтрубном пространстве
Other Titles: Study of the problem of stability loss of the main gas pipelines cross-section in protective cases under highways and railway lines as a result of increase in the volume of freezing water in the inter-pipe space
Authors: Тарасов, Владимир Алексеевич
Султанмагомедов, Тимур Султанмагомедович
Султанмагомедов, Султанмагомед Магомедтагирович
Tarasov, Vladimir Alekseevich
Sultanmagomedov, Timur Sultanmagomedovich
Sultanmagomedov, Sultanmagomed Magomedtagirovich
Keywords: магистральные газопроводы; лед; переходы; автомобильные дороги; железные дороги; напряженно-деформированные состояния; потери; устойчивость; поперечные сечения; защитные футляры; trunk gas pipeline; protective case; ice; crossings under highways and railway lines; stress-strain state
Issue Date: 2022
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Тарасов, В. А. Изучение проблемы потери устойчивости поперечного сечения магистральных газопроводов в защитных футлярах под автомобильными и железными дорогами в результате увеличения объема замерзающей воды в межтрубном пространстве / В. А. Тарасов, Т. С. Султанмагомедов, С. М. Султанмагомедов // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. Инжиниринг георесурсов. — 2022. — Т. 333, № 4. — [С. 93-104].
Abstract: Актуальность исследования обусловлена необходимостью снижения риска аварий на переходах магистральных газопроводов, проложенных в защитных футлярах под автомобильными и железными дорогами - одних из наиболее опасных и ответственных участков. Лед, образовавшийся в межтрубном пространстве при наличии сезонно промерзающих и оттаивающих грунтов или при перекачке газа при отрицательной температуре совместно с некачественной установкой торцевых уплотнений, может привести к смятию поперечного сечения газопровода, тем самым повышая риск аварии на данном участке. Проводимые исследования позволят заранее изучить потенциально уязвимые участки переходов с помощью компьютерного моделирования и предусматривать для них комплекс защитных мер. Цель: оценка возможности повреждения магистральных газопроводов, проложенных в защитных футлярах, льдом, который образовался в межтрубном пространстве; обоснование дополнительных мер и рекомендаций, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации подземных переходов магистральных газопроводов под автомобильными и железными дорогами. Объекты: участки магистральных газопроводов, проложенные в защитных футлярах под автомобильными и железными дорогами в условиях сезонно оттаивающего и промерзающего грунта вблизи защитного футляра или транспортирующие газ при отрицательной температуре. Методы: математическое моделирование, моделирование методом конечных элементов, методы строительной механики и сопротивления материалов, планирование эксперимента. Результаты. Определена возможность повреждения магистральных газопроводов, проложенных в защитных футлярах, льдом, который образовался в межтрубном пространстве; предложена математическая модель определения давления, возникающего в межтрубном пространстве вследствие увеличения объема замерзающей воды, и проверена ее адекватность с использованием программного комплекса ANSYS на примере газопровода 219×6 мм и защитного футляра 325×12 мм; обозначены рекомендации для вновь проектируемых газопроводов и их переходов, а также для уже существующих.
The relevance of the study is caused by the need to reduce the risk of accidents at the crossings of trunk gas pipelines laid in protective cases under highways and railway lines - one of the most dangerous and responsible sections. Ice formed in the inter-pipe space in the presence of seasonally freezing and thawing soils or when pumping gas at negative temperature together with poor-quality installation of end sealing cuffs can lead to stability loss of the gas pipeline cross-section, thereby increasing the risk of an accident at this site. The conducted research will allow us to investigate potentially vulnerable sections of crossings in advance using computer modeling and provide for them a set of protective measures. The aim of the research is to assess the possibility of damage to trunk gas pipelines laid in protective cases by ice formed in the inter-pipe space; justify the additional measures and recommendations aimed at ensuring the safe operation of underground crossings of trunk gas pipelines under highways and railway lines. Objects: sections of trunk gas pipelines laid in protective cases under highways and railway lines in seasonally thawing and freezing soil near the protective case or transporting gas at a negative temperature. Methods: mathematical modeling, finite element modeling in the ANSYS software package, methods of structural mechanics and resistance of materials, experiment planning. Results. The possibility of damage to trunk gas pipelines laid in protective cases by ice formed in the inter-pipe space was determined; a mathematical model for determining the pressure arising in the inter-pipe space due to increase in freezing water volume was proposed and its adequacy was verified using the ANSYS software package on the example of a 219×6 mm gas pipeline and a 325×12 mm protective case; recommendations for newly designed gas pipelines and their transitions, as well as for existing ones, were indicated.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/70782
ISSN: 2413-1830
Appears in Collections:Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
bulletin_tpu-2022-v333-i4-07.pdf1,23 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.