Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52472
Title: Рекурсивная парадигма в исследовании истории социума
Other Titles: Recursive paradigm in the study of the history of society
Authors: Демидова, Марина Владимировна
Keywords: наука; методология; знание; социальная история; историческая память; социальные риски; дискурс; рекурсивные парадигмы; факты; фрактал; трансдисциплинарность; здоровое общество; science; methodology; knowledge; social history; historical memory; social risk; discourse; recursive paradigm; fact; fractal; transdisciplinarity; healthy society
Issue Date: 2018
Publisher: Томский политехнический университет
Citation: Демидова М. В. Рекурсивная парадигма в исследовании истории социума / М. В. Демидова // Вестник науки Сибири. — 2018. — № 4 (31). — [С. 276-287].
Abstract: Актуальность данного исследования определена системной трансформацией социума в условиях глобализации. Она приводит к переосмыслению способов существования людей и вероятности изменения социокультурных норм и практик, составляющих социальную память общества, основная функция которой - поддержание социальной идентичности. Цель работы: формирование новой рекурсивной парадигмы в осмыслении истории социума. Методы исследования: общенаучные логические методы, компаративный, социосинергетический, органицистский подходы, теория фракталов, методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Исследован процесс фиксации научного факта с позиций объекта и субъекта познания. Результаты. Выявлено преобладание дискурсивной парадигмы в исследовании истории социума, что потенциально способствует её фальсификации. Предложен проект новой рекурсивной парадигмы знания, ориентированной на восстановление связи между знанием о социальном факте и самим фактом социальной реальности. Применение рекурсивной парадигмы знания даёт возможность эмпирически проверить имеющееся теоретическое знание и спрогнозировать факты, наращивая тем самым защитный пояс научно-исследовательской программы. Определены основные векторы формирования предлагаемой парадигмы. Выводы. С помощью рекурсивной парадигмы возможно решение проблемы субъективного искажения факта на этапе его фиксации, что позволяет диагностировать состояние здоровья социума более достоверно. Последующие дискурсивные и субъективные интерпретации фактов обязательны и необходимы, так как способствуют их пониманию, а, следовательно, развитию научного знания. Применение рекурсивной парадигмы знания позволяет исследовать историю социума с различных ракурсов, синтезируя различные мнения учёных. Это способствует более целостному видению истории социума. Рекурсивная парадигма, дополняя дискурсивную, способствует достижению соответствия дискурса фактам. Плодотворность такого парадигмального синтеза знаний возможна в рамках трансдисциплинарной философии.
The relevance of the study is determined by the systemic transformation of society in the context of globalization. It leads to a rethinking of the ways people exist as well as to the probability of changes in social and cultural norms and practices that make up the social memory of society. The main function of social memory is to maintain social identity. The aim of the research is to form a new recursive paradigm in understanding the history of society. Methods. The author researched the methodology for the study of social history. General scientific logical methods are used. The comparative, synergetic approaches, fractal theory, methodology of scientific research programs of I. Lakatos are applied. The process of fixing the scientific fact from the standpoint of the object and subject of knowledge is investigated. Results. The author has identified a discursive bias of modern scientific inquiry. This contributes to the falsification of social and historical knowledge. The paper proposes a new recursive paradigm of social knowledge, aimed at restoring a relation between the knowledge about a social fact and the fact of social reality itself. The use of the recursive paradigm of knowledge makes it possible to empirically test the existing theoretical knowledge and predict the facts.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/52472
ISSN: 2226-0064
Appears in Collections:Вестник науки Сибири

Files in This Item:
File SizeFormat 
sjs-1158.pdf1,02 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.